Page 497 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 497
ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 497
мый в этом гимне длинный список подвигов
указывает на то, что поэт здесь суммировал тра-
диционно известные ему подвиги, а не был сам
их свидетелем, как не были и его ближайшие
предки. Это подтверждается и тем, что такие
упоминаемые в гимнах риши, как Ангирасы
или Васиштха, считались обладавшими сверхче-
ловеческой силой (VII, 33, 7-13) или же могли
жить с богами, общаться с ними (I, 179, 2) и
участвовать в их развлечениях (VIII, 76, 4). Они
считаются также и самыми ранними руководите-
лями — «патхикрит» для жизни будущих поколе-
ний (X, 14, 15).
Невозможно предполагать, что ведические по-
эты приписывали такие сверхчеловеческие свой-
ства своим близким предкам, и мы поэтому
приходим к заключению, что упоминаемые здесь
предки жили в допотопные времена («нахпурве
питарах») и проводили свои жертвоприношения в
течение семи или десяти месяцев арктического
года. А то, что относится к таким предкам, при-
менимо также и к древним божествам, упомина-
емым в гимнах.
Выше я указывал, что легенда об Адити и ее
сыновьях выразительно говорит, что она связана с
древнейшими веками — «пурвьям югам», и это
же можно отнести к легендам об Индре, Ашви-
нах и других божествах, чьи подвиги описыва-
ются в Ригведе как «пурвьяни» или «пратхама-
ни», то есть старые или древние. Короче, древ-
ние гимны;, поэты или божества, упоминаемые в
Ригведе, должны быть отнесены к давно про-
шедшим векам, а не ко временам постледнико-
вья. Следует заметить, что арктические характе-
ристики этих божеств можно понять только при
таком взгляде.
Ведические барды заслуживают высокой оцен-
ки как создатели и составители новых песно-
17 - 2398