Page 495 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 495
ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ 495
ния, а поэтому здесь не могут разбираться любые
выводы, основанные на этой и ей подобных док-
тринах. Однако мы все же можем согласиться с
тем, что для практических целей можно, даже
на строго научном уровне, называть ведическую
религию не имеющей даты своего начала.
Тщательное изучение гимнов Ригведы показы-
вает, что ведические риши осознавали тот факт,
что сюжетная суть распеваемых ими гимнов
характеризовалась древними допотопными черта-
ми, хотя они сами создавали слова своих песно-
пений. Выше уже говорилось о том, что в одном
ведическом пассаже гимны называются сделан-
ными, порожденными или сформированными,
как повозка, и их изготовление приписывается
определенным риши, а в другом утверждается в
столь же безошибочных терминах, что гимны
были вдохновением, даром и порождением бо-
гов.
Д-р Муир пытался согласовать оба взгляда, по-
лагая, что разные риши придерживались разных
точек зрения, или же у обоих взглядов был один
автор, который выразил первый взгляд в наибо-
лее подходящее для этого время, а другой взгляд —
в иное время. Муир говорил также, что ведичес-
кие риши, или поэты, не имели четких пред-
ставлений о таком определении, как вдохнове-
ние, или думал, что ощущаемая ими помощь со
стороны богов поддерживала и утверждала пра-
вильность создаваемых ими самими гимнов. Это
значит, что наличие вклада в композицию гим-
нов, внесенного человеком, не следует считать
несовместимым со вкладом со стороны сверхче-
ловеческого начала.
Но можно увидеть, что подобный прием при-
мирения взглядов слаб и неудовлетворителен. Луч-
шим приемом примирения конфликтных высказы-
ваний риши может стать определение таких тер-