Page 496 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 496

496                                            ГЛАВА  XIII

      минов,   как,  с  одной   стороны,   выражение,    язык
      и  форма,    а  с  другой,  содержание,    суть   и  сю-
      жет  гимнов,   придерживаясь     при этом   той  мысли,
      что   если  выражение      исходит    от  человека,   то
      сюжет,   как   верили,   порожден    древним    сверхче-
      ловеческим    началом.   В  Ригведе   встречается  мно-
      го  строф,   в  которых   барды   упоминают     о  древ-
      них  поэтах  («пурве   ришаях»)   или  древних   гимнах
      (I,  1,  2;  VI,  44,  13;  VII,  29,  4;  VIII,  40,  12;
      X,  14,  15  и  др.)- Западные   ученые   видят  в  этих
      фразах   поэтов    и  гимнов    отражение    творчества
      прошлых     поколений     ведических    бардов,   но  не
      связывают    их  жизнь  с  временами,   предшествовав-
      шими    постледниковью.     Но   в  самих   гимнах   со-
      держатся    ясные   указания,   опровергающие     такой
      взгляд.
         Да,  это  верно,  что  ведические  барды   говорят  о
      древних   и  новых    гимнах,   но  они   часто  упоми-
      нают   и  о  том, что,  хотя  гимн   и  новый   («навья-
      си»),  однако  бог  или   божественное    создание,  ко-
      торому   гимн    посвящен,    старый   («пратна»)   или
      древний   (VI,  22,  7;  VI,  62,  4;  X,  91,  13  и др.).
      Это  показывает,    что  божества,   чьи  подвиги   вос-
      певались   в  гимнах,   считались   древними,   да  ведь
      имеются     выразительные      строфы,    явно   указы-
      вающие    на  то,  что  не  только  боги   и  их  подви-
      ги   считались   древними,     но  и   описываемые     в
      гимнах   результаты    подвигов   воспринимались    как
      традиционно      известные,    а  не    удостоверяемые
      свидетельствами      самого   поэта.   Так,    в  гимне
      (I,  32,  1)  поэт  начинает  свое   песнопение   с  яс-
      ного   указания    на  то,  что  он   воспоет   подвиги
      Индры,  ш  совершенные      им   раньше,    изначально
      («пратхамани»),    в  древности,  о  чем  говорят  и та-
      кие  определения    в  других   гимнах,   как   «пурвья-
      ни»,   «пурвих»,   относящиеся     к  подвигам   Индры
      (I,  11,  3;  I,  61,  13).  Достижения  Ашвинов    тоже
      называются     «пурвьяни»    (I,  117,  25),  и  приводи-
   491   492   493   494   495   496   497   498   499   500   501