Page 275 - Неизвестная история человечества
P. 275
орудиях труда и применении огня стала достоянием широкой общественности.
Вот что, например, заявил в 1932 году Брейль об этих находках и их связи с
синантропом: «Несколько известных ученых, независимо друг от друга,
высказали мне мысль о том, что существо, физически столь отличающееся от
человека… просто неспособно сотворить описанное мною выше. А раз так,
то костные останки синантропа могут оказаться лишь охотничьими трофеями,
еще одним свидетельством – наряду с орудиями труда и огнем – пребывания в
этих местах собственно Человека, останки которого пока не найдены». Однако
сам Брейль полагал, что изготавливал орудия труда и разжигал огонь в
Чжоукоудяне именно синантроп, и никто иной.
И современные исследователи склоняются к позиции Брейля,
обыкновенно изображая синантропа искусным охотником, добывавшим
пропитание при помощи оружия из камня и готовившим себе пищу на огне
в пещерах Чжоукоудяня.
Особой точки зрения на синантропа придерживаются Льюис Бинфорд
(Lewis R. Binford) и Чан Кунь Хо (Chuan Kun Но), антропологи из
Университета штата Нью‑Мексико. Вот что они, например, заявляют по
поводу слоев пепла: «Нам кажется, что по крайней мере некоторые из этих
пещерных отложений являются гигантскими скоплениями разложившегося
в условиях сухого климата помета морских птиц и других животных (гуано).
Иногда такие грандиозные органические отложения могли самопроизвольно
возгораться… Гипотеза о человеческом происхождении огня представляется
нам необоснованной, как и утверждения о том, что обгоревшие кости и другие
предметы свидетельствуют о применении человеком огня для приготовления
себе пищи».
Хотя теория Бинфорда и Хо о разложившемся птичьем помете
единодушной поддержки не получила, их выводы о недостоверности образа
пекинского человека, сложившегося на основании обнаруженных костей,
пепла и останков человекоподобных существ, заслуживают самого
пристального внимания.
По мнению Бинфорда и Хо, пекинский человек, скорее всего, питался
падалью и (предположительно, но не обязательно) использовал примитивные
каменные орудия, с их помощью отделяя от костей мясо животных, убитых и
оставленных хищниками в огромной пещере, где самовозгорались и подолгу
горели скопления органических веществ. Возможно, что и сам пекинский
человек становился жертвой населявших пещеру хищников, поскольку
маловероятно, что он, даже питаясь падалью, полез бы в такую пещеру по
доброй воле.
К оглавлению 275