Page 8 - Письма о славянских древностях
P. 8
Неважно, что это мироощущение принадлежало собственным предкам.
Политический заказ существует всегда, и всегда найдутся энтузиасты - ис
полнители, которые способны забыть собственных родителей, а не только
пращуров.
Поэтому неугодные книги становятся нечитаемыми вследствие много
численных реформ языка, проводимых правящими идеологами, и горят уже
много сотен лет. Древние, бесценные для мировой культуры статуи взрыва
ются даже в XXI веке, надписи соскребаются или исчезают в таинственных
«частных коллекциях».
Возможно, и коллекция Воланского тоже где-то хранится или таится, что
бы быть обнаруженной, выкопанной из пепла в далеком будущем, как выка
пывал свои находки сам Воланский и его единомышленники.
Эта книга относится к таким находкам. Она никогда не издавалась на
русском языке, поэтому необходимы некоторые пояснения.
В русской традиции имя автора Фаддей Воланский является принятым в
его эпоху результатом русификации иностранных имен для российских чита
телей. В немецком издании книги автор именует себя Тадеушем фон Волан
Волански, оставаясь при этом славянским историком и патриотом.
Как видно, в его время немецкое или русское по форме имя было просто
данью дипломатическому обычаю и не означало автоматической принад
лежности носителя к конкретному народу. Дворянская частичка «фон», в под
линнике передаваемая одной буквой v. означает, что наш Фаддей происхо
дит из поселения Волан, об этом же говорит его польское имя Воланский.
Вполне возможно, что эти метаморфозы имён в Европе как частное про
явление глобальных идеологических реформ начались задолго до эпохи Во
ланского, и сама немецкая частичка происходит от славянского предлога «в»,
прямо указывающего читателю, где живёт Фаддей.
Поскольку книга представляет собой слегка обработанный автором сбор
ник отдельных писем, написанных в разное время разным адресатам, то
иллюстрации, на которые ссылается автор, живут отдельной жизнью на сво
их листах, размещённые довольно хаотично по отношению к последователь
ности текстового описания.
Имеются изображения, на которые напрасно искать описания в тексте.
Возможно, Воланский, как энтузиаст, стучавший во все двери с целью при
влечь общественное внимание к славянской письменной истории дохристи
анского периода, пользовался своим альбомом иллюстраций (гравюрами на
медных досках) по разнообразным поводам, не описанным в рамках этой
книги.
Некоторые утверждения Воланского, очевидные для него и его собесед
ника, покажутся современному читателю довольно легковесными или мало