Page 411 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 411
СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ 4П
ность древних полурелигиозных воспоминаний
такого плана.
И уж если место Айрьяна Ваэджо и причина
ее гибели так ясно выявляются в совпадении на-
учных и традиционных данных, отсюда, естест-
венно, следует предположение, что и шестнадцать
областей, указываемых в первом фаргарде «Вен-
дидада», должны восприниматься как указания
на постепенное продвижение иранцев со своей
древней родины в сторону Расы и семи рек, то
есть фаргард должен рассматриваться как истори-
ческий, а не только географический по своему
содержанию, как его воспринимают Шпигель и
Дармштетер. Указание на то, что в нем нет ни
слова о миграции, является верным. Да ведь и
нужды нет в специальном указании на мигра-
цию, когда видно, что Айрьяна Ваэджо лежала
на крайнем севере, и когда во втором фаргарде
говорится, что эта земля была разрушена льдом.
Тот же факт, что шестнадцать областей перечис-
ляются в определенном порядке, естественно, вос-
принимается в этом случае как знак, указываю-
щий на последовательные стадии миграции индо-
иранцев. Не следует принимать каждое слово
фаргарда за исторически истинное — никто и не
ожидает такой строгой точности в традиционно со-
храняемых реминисценциях древнейших эпох.
Правильно также и то, что Айрьяна Ваэджо
превратилась в некую мифическую землю в поз-
дней литературе парсов, в нечто подобное горе
Меру, пристанищу индусских богов в литературе
Пуран. Но это не причина для отрицания того,
что в указаниях на Айрьяна Ваэджо в первых
двух фаргардах «Вендидада» мы встречаемся с
историческими воспоминаниями об арктической
колыбели иранской, или арийской, расы. Фар-
гарды дают нам описание стран, через которые
пролегал путь индоиранцев до того, как они