Page 416 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 416
416 ГЛАВА XI
Указания в Авесте, однако, более точны, чем в
«Шатапатха Брахмане», и если это подтверждено
почти в каждой детали теми научными данны-
ми, которые относятся к наступлению ледникового
периода, следует прийти к выводу, что традиция
Авесты более древняя, чем та, что выявляется в
«Шатапатха Брахмане». К такому же заключению
пришел и д-р М. Хауг на основе лингвистичес-
кого анализа. Он сказал о «Вендидаде»: «Подлин-
ный документ, безусловно, чрезвычайно давний и,
безусловно, является одним из древнейших в чис-
ле всех частей "Вендидада"». Такое название, как
Хапта Хенду в этом пассаже, которое не встре-
чается в более поздней ведической литературе,
указывает на это же заключение.
Мы можем тут вспомнить и некоторые пасса-
жи, процитированные Д, Муиром в его «Ориги-
нальных санскритских текстах» (изд. 3, том 2,
с. 322—329) для того, чтобы показать, что в ин-
дийской литературе сохранялись реминисценции о
северной родине. Прежде всего, он указывает на
выражение «шатам химас» — «сто зим», встреча-
ющееся в Ригведе (I, 64, 14; И, 33, 2; V, 54,
15; VI, 48, 8), и замечает, что, хотя в этом па-
мятнике встречаются и слова «шарадах шатам» —
«сто осеней» (II, 27, 10; VII, 66, 16) все же пер-
вое из них должно рассматриваться как реликт
того периода, когда память о похолодавших об-
ластях, откуда ушли ведические арьи, еще не ис-
чезла. Он цитирует и второй пассаж, уже из
«Айтарейя Брахманы» (VIII, 14), где сказано:
«По этой причине в этой северной области все
народь*, которые жили по ту сторону Гималаев,
(именуемые) Уттара Куру и Уттара Мадра, пред-
назначены (посвящены) к высокославной власти
(«ваираджьям»)». Эта Уттара Куру снова описы-
вается в той же «Брахмане» (VIII, 23) как земля
богов, которую не могут победить смертные, а это