Page 415 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 415
СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ 415
Можно также заметить, что Йима, который,
как сказано в Авесте, построил вару, называется
там сыном Вивангхата, а Ману именуется в веди-
ческой литературе сыном Вивасвата (по-ирански,
Вивангхата), что встречаем в «Шатапатха Брах-
мане» (XIII, 4, 3, 3) и в Ригведе (VIII, 52, 1),
хотя у него нет эпитета, связанного с потопом. И
Яму в Ригведе (X, 14, 1) тоже выразительно
именуют Вайвасватом («произошедшим от Вивас-
вата»). Несмотря на то что Йима выступает геро-
ем одной истории, а Ману — другой и что в од-
ной говорится о надвижении льда, а в другой —
воды, мы можем считать это все относящимся к
тому же геологическому периоду, а точнее — со-
бытию*.
* Далее в книге Тилака приводится обширная сноска:
«История потопа встречается и в других мифах арьев (арийс-
ких народов). Следующая ниже цитата является греческим
вариантом, в котором выявляются некоторые инциденты, рази-
тельно похожие на историю Ману: «Неимоверная несправед-
ливость, сотрясавшая землю, по словам Аполлодоруса, порож-
далась существовавшей тогда бесстыдной расой, или пятьюде-
сятью сыновьями Ликаона, и это заставило Зевса вызвать
всеобщий потоп. Беспрестанный и ужасный дождь покрыл
всю Грецию пеленой воды, за исключением некоторых
горных вершин, где приютилось несколько задержавшихся
там. Девкалион спасся в сундуке-ковчеге, который он сделал
по совету своего отца Прометея. После того как воды носили
его девять дней, он остановился на вершине горы Парнас, и
Зевс через Гермеса обещал ему исполнить любое его жела-
ние. Он попросил прислать к нему людей и друзей. Зевс
велел ему и его жене Пирре бросать через голову камни, и
из тех, что бросал Девкалион, возникли мужчины, а из тех,
что бросала Пирра,— женщины. И так появилась и стала
владеть землей Греции «каменная раса людей» (если я здесь
применю точный перевод с греческого определения, которым
не пренебрегли Гесиод, Пиндар, Эпихармас и Вергилий).
Девкалион, выйдя из сундука, принес благодарственную жер-
тву Зевсу, богу спасения. Он также воздвиг алтарь в
Фессалии во имя двенадцати олимпийских богов».
По поводу этой истории Грот замечает, что в реальность
потопа верили в Греции в течение ряда веков, и даже
Аристотель в своей работе по метеорологии говорит о нем
как о несомненном факте.