Page 417 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 417
СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ 417
указывает на то, что эта область рассматрива-
лась как мифическая. Уттара Куру упоминается и
в «Рамаяне» (IV, 43, 38) как прибежище тех,
кто занимался похвальными делами, а в «Махаб-
харате» («Сабха-парван») герой Арджуна говорит:
«Вот эти Уттара Куру, которых никто не пыта-
ется победить». На то, что Уттара Куру не была
сказочной землей, указывает то, что и гора, и
народ, и город упоминаются Птолемеем как Отта-
рокорра. Лассен тоже считает, что Мегасфен
имел в виду Уттара Куру, когда упоминал о ги-
пербореях. Муир завершает этот раздел пассажем
из «Каушитаки Брахманы» (или «Санкхяяны»), где
в разделе (VII, 6) богиня речи по имени Патхья
Свасти упоминается как знающая северные об-
ласти («удичхим дишам»), говоря: «В северной об-
ласти лучше знают речь и лучше разговаривают,
и людям надо направляться туда для изучения
речи».
Муир считает, что некоторые реминисценции
древних связей с севером могут быть прослежены
в этом пассаже.
Но ни об одном из них нельзя сказать, что
они содержат указания на родину в арктическом
регионе, с чем мы встречаемся в строфах Риг-
веды, повествующих о долго длящихся зорях, о
длительных ночи и дне или о годе в десять ме-
сяцев. Но нам следует тем не менее восприни-
мать указанные Муиром пассажи как подтверж-
дающие свидетельства, а поэтому мы здесь при-
водим их как таковые. Именно на ведические
пассажи и легенды, разобранные в предыдущих
главах, и на свидетельства Авесты мы и ссыла-
емся главным образом для установления факта су-
ществования исходной арийской родины в аркти-
ческом регионе; при рассмотрении обоих этих
источников вместе мы получаем непосредствен-
ные традиционные указания на то, что первич-
14-2398