Page 421 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 421
СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ 421_
ней арктической родины греков, римлян, кель-
тов, тевтонов и славян. Мне следует добавить, что
я очень многим обязан в моем стремлении к этой
цели таким научным и содержательным трудам,
как «Лекции Гибберта» и «Происхождение и раз-
витие религии в проявлениях кельтского языче-
ства».
Следуя порядку, принятому в обсуждении веди-
ческих свидетельств, мы сначала займемся вопро-
сом древнего календаря и посмотрим, сохрани-
лись ли в традициях западных арийских народов
такие данные о древнем годе, которые указыва-
ли бы на черты севера, как, например, на дол-
гий рассвет, долгие день и ночь или же на пе-
риоды солнечного света, длившиеся менее двенад-
цати месяцев. Мы видели, что заря в Ригведе ча-
сто упоминается во множественном числе и что
группа в тридцать зорь-сестер описывается как
непрерывно движущаяся по кругу и существующая
в одном пределе без взаимного разделения. Этот
феномен характерен только для арктического ре-
гиона. Такое указание в ведах на зарю не суще-
ствует как единственное.
Так, в латышской мифологии зарю именуют
«диэво дукте», то есть «дочь неба», или «дочь
бога», подобно тому, как в Ригведе богиня Ушас
именуется «диво духита», и «поэты-латыши так
же говорят о многих прекрасных дочерях неба,
или дочерях бога», как указывает Макс Мюллер.
Далее этот ученый сообщает, что в греческой
мифоловии мы можем «легко найти среди жен
Геракла носительниц имен, имеющих определен-
ное значение, как, например, Ауга (Авга) —
(«Свет солнца»), Ксантис («Желтая»), Хрисея («Зо-
лотая»), Иола («Фиалка»), Аглая («Блестящая») и
Зона («Возрождающаяся»), чье имя совпадает с Эос
(«Заря»)». Подобная же история повторяется и в
кельтской мифологии, где солнечный герой Куху-