Page 425 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 425
СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ 425
С кануном 1 ноября связаны разные суеверия и
обычаи, показывающие, что этот день считался
временем пророчеств и появления духов, и Райе
затем завершает обсуждение проблемы последне-
го дня кельтского года следующими словами:
«Выше уже было показано, что учитывалось вре-
мя, когда сила солнечного бога начала слабеть,
что отмечалось особым праздничным днем 1 ав-
густа, в который этот бог подчинялся своим вра-
гам — мраку и зиме. Это был момент триумфа
этих сил после перерыва в проявлении их покор-
ности, и народное воображение рисовало их на-
ступление, создавая образы существ неизмеримо
наглых и агрессивных, придавая четкие формы
бесформенным отвлеченным понятиям мрака и хо-
лода, не наделяя эти формы ушами и хвостами,
но описывая их как нечто режущее, черное и
ужасающее, что говорится о высоком уровне раз-
вития воображения ».
Все это указывает на завершение осенью
древнего кельтского года и на начало зимы, от-
мечаемое в последний день октября, накануне пер-
вого дня ноября, когда устраивался праздник, ил-
люстрирующий победу мрака над светом.
Этот же автор сообщает нам и о кельтских
традициях, связанных с серединой лета: «В древ-
ней Ирландии проводились ярмарки и собрания во
время Лугнассада, когда отмечалась победа солн-
ца в борьбе с силами мрака и смерти, когда
теплота и сила солнечных лучей, одолев холод
и мглу, начинала способствовать созреванию уро-
жая. Это представало в своем мифологическом
изложении как окончательное сокрушение Фомо-
ри и Фир Волга, гибели их короля и подавление
их злобных заклинаний, а значит, и как торже-
ственное возвращение Луга, несущего мир и
изобилие, готового взять в жены деву Эринн и
насладиться пиршеством, на котором не будут за-