Page 297 - Хозяева великой империи
P. 297

~ 275 ~

              Константин Порфирородный (византийский император, VIII век) говорит, что хорваты
               тотчас по принятии Христианства, следовательно, прежде чем могли научиться грамоте,
               собственными подписями подтвердили свою клятву Папе не воевать с другими народа-
               ми.
              в  чешской  песне  "Суд  Любуши",  дошедшей  к  нам  в  списке  IX  века,  у  престола  этой
               княжны во время народного собрания стояли две судные девы; у одной из них был "меч
               кривду караючи" (меч, кривду карающий), у другой "дески правдодатне" (доски зако-
               нов). Это значит, что законы славян-чехов были уже написаны.
              Аль-Массуди  (арабский  историк,  896-956гж)  в  сочинении  "Золотые  луга"  утверждает,
               что он обнаружил в одном из "русских храмов" знаки, начертанное на камне, которыми
               обозначены были будущие дела, т.е. пророчества.
              в договоре Олега с греками 911г. сказано: "мирный договор этот сотворили мы Ивано-
               вым написанием... о работающих в Грецех Руси у Христианского царя: аще кто умрет, не
               урядив своего имения, ци и своих не имать, да возвратить именье к малым ближникам в
               Русь.  Аще  ли  створить  обряженье,  таковой  возметь  уряженное  его,  кому  будет  писал
               наследите именье, да наследуете". Сам договор 911 года (см. текст в "Повести времен-
               ных лет"   [50] ) был составлен в двух экземплярах ("на двою харатью"), один из которых
               подписывали греки, а другой - русские. В договоре констатируется наличие на Руси во
               времена Олега письменных завещаний ("пусть возьмет завещанное ему тот, кому напи-
               сал умирающий наследовать его имущество").
              в  договоре  князя  Игоря  с  греками  945г.  сказано:  "Ношаху  сли  печати  златы,  а  гостiе
               сребряны: ныне же уведел есть Князь ваш посылати грамоту ко царству нашему: иже
               посылаеми сице, яко послах корабль селько...". Сам договор тоже составлен в двух эк-
               земплярах.  В  договоре  Игоря  указаны  письменные  сопроводительные  грамоты,  кото-
               рыми снабжались русские купцы и послы ("раньше послы приносили золотые печати, а
               купцы серебряные; ныне же повелел князь ваш посылать грамоты к нам, царям").
              черноризец Храбр, живший в Х веке, в сказании "О писменех": "Славяне погани (т.е.
               идолопоклонники) суще чертами и резами чтяху и гатаху" (т.е. читали и гадали).
              Ибн-Фодлан (арабский путешественник X века), во время пребывания у волжских бол-
               гар в 921г. видел обряд погребения одного руса, скончавшегося в Булгарии: "Сначала
               они развели костер и сожгли на нем тело, а затем они построили нечто подобное кругло-
               му холму и водрузили в середине его большую деревяшку тополя, написали на ней имя
               этого мужа и имя царя русов и удалились". Т.е. на намогильном столбе написали имя
               покойника.
              в 1949 году при раскопке кургана возле села Гнѐздово под Смоленском была обнаружена
               глиняная корчага с кириллической надписью. По археологическим данным корчага да-
               тируется первыми десятилетиями X века. Надпись на сосуде, сделанную из обжига мест-
               ным мастером, читают по-разному (гороухща "горчица", гороуща "горючая" (жидкость
               - нефть), гороух ша "Горух писал" и т.д.), но это - надпись X века.
              во время раскопок в Новгороде было найдено два деревянных цилиндра с вырезанными
               кириллическими надписями делового содержания (на одном - княжеский знак Владими-
               ра Святославича). В.Л.Янин доказал, что цилиндры использовались в княжеском хозяй-
               стве как особые замки на мешках. По археологическим данным датировка находок - 970-
               980 годы. Т.о. кириллица использовалась в государственном аппарате Древней Руси до
               официального принятия христианства и письменности.
              Титмар  (немецкий  хронист,  епископ  Мерзебургский,  975-1018г)  описывая  языческий
               храм города Ретры, указывает, что внутри его стояли славянские идолы и на каждом из
               них были начертаны особыми знаками их имена. Впоследствии снимки с этих надписей
               были многократно издаваемы печатно.
              Ибн-Эль-Недим  (арабский  ученый)  в  "Книга  росписи  наукам" передает  рассказ  посла
               987г. одного из кавказских князей к князю русов: "...один из царей горы Кабк послал его
               к царю русов... они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок
               белого дерева, на котором были изображены, не знаю, были ли они слова или отдельные
               буквы".  Ибн  эль  Недим  даже  зарисовал  эту  надпись.  Дешифровать  ее  не  удалось;  по
   292   293   294   295   296   297   298   299   300   301   302