Page 120 - Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее
P. 120

Николай Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее»

                  А Марьюшка опять просит:
                  — Батюшка, купи пёрышко Финиста — ясна сокола.
                  Ходил отец весь день, а пёрышка не нашёл. Выехал из города, а навстречу
            старенький старичок:
                  — Здорово, дедушка!
                  — Здравствуй, милый! Куда путь-дорогу держишь?
                  —  К  себе,  дедушка,  в  деревню.  Да  вот  горе  у  меня:  меньшая  дочка
            наказывала купить пёрышко Финиста — ясна сокола, а я не нашёл.
                  — Есть у меня такое пёрышко, да оно заветное; но для доброго человека,
            куда ни шло, отдам.
                  Вынул  дедушка  пёрышко  и  подаёт,  а  оно  самое  обыкновенное.  Едет
            крестьянин и думает: «Что в нём Марьюшка нашла хорошего?» Привёз старик
            подарки дочкам, старшая и средняя наряжаются да над Марьюшкой смеются:
                  — Как была ты  дурочка, так и есть. Нацепи своё пёрышко в волоса да
            красуйся!
                  Промолчала  Марьюшка,  отошла  в  сторону,  а  когда  все  спать  полегли,
            бросила Марьюшка пёрышко на пол и проговорила:
                  — Любезный Финист — ясный сокол, явись ко мне, жданный мой жених!
                  И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол
            и  сделался  соколом.  Отворила  ему  Марьюшка  окно,  и  улетел  сокол  к  синему
            небу…»
                  Снова наблюдается та же картина: сказка почти полностью соответствует
            тексту  Сказа  во  всём,  что  касается  бытовых  мелочей,  но,  как  только
            повествование  сказки  затрагивает  «острые  моменты»,  её  содержание  «вдруг»
            становится совершенно другим! Исчезают многие подробности быта и традиций
            ведического прошлого. Древний  волхв превратился в просто  старичка, а весь
            рассказ Древнего Волхва о своём сыне — Ясном Соколе — и о том, что он просил
            отдать его пёрышко той красной девице, которая об оном спросит, а, также, и то,
            что Ясный Сокол находится в чертоге Финиста… всё это при «трансформации»
            Сказа в сказку «почему-то» исчезает! Резко меняется в сказке и то, как старшие
            сёстры реагируют на пёрышко Ясного Сокола. В сказке они обзывают младшую
            сестру ДУРОЙ. А это говорит о том, что, когда записывали сказку, уже было
            искажено значение слова ДУРА! Согласно понятиям наших предков, ДУРА —
            это ЖЕНА УРА или ДУША УРА! Кроме того, в Сказе Настенька НЕ ЗНАЕТ,
            в  чём  тайна  пёрышка  Ясного  Сокола,  и,  только  случайно  уронив  его  на  пол,
            узнаёт секрет пёрышка. А в сказке Марьюшка, оставшись одна, бросает пёрышко
            на пол и требует появления любезного жениха. В Сказе показаны прекрасные
            взаимоотношения между Настенькой и Ясным Соколом, а в сказке — ни о каком
            духовном общении между Марьюшкой и Финистом и слова нет:
                  «…Три дня Марьюшка привечала к себе молодца; днём он летает соколом
            по  синему  поднебесью,  а  к  ночи  прилетает  к  Марьюшке  и  делается  добрым
            молодцем. На четвёртый день сёстры злые заметили  — наговорили отцу на
            сестру.
                  — Милые дочки, — говорит отец, — смотрите лучше за собой!

                  К оглавлению                             120
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125