Page 138 - UM
P. 138
С т р а н и ц а | 137
Юнг часто приводит этот правдивый случай, похожий по форме на арабскую сказку.
Мы думаем, что в истории человечества, как и в истории человека, есть немало
золотых жуков.
***
Сложная доктрина «синхронности», отчасти построенная на наблюдении таких
совпадений, возможно, могла бы изменить понимание истории. Наше честолюбие не
заходит так далеко и так высоко. Мы хотим только привлечь внимание к
фантастическим аспектам действительности. В этой части нашей работы мы
занимались разысканием и объяснением известных совпадений, по нашему мнению –
примечательных. Допускаем, что кому-то они могут показаться совсем не такими.
Применяя наше понятие «фантастической реальности» к истории, мы занимались
подбором. Мы выбирали факты, порой малозначительные, но отклоняющиеся от
причинной связи, потому что в известной мере как раз от этих отклонений мы и ждали
объяснения многого. Отклонения Меркурия на несколько секунд достаточно, чтобы
разрушить здание физики Ньютона и доказать справедливость Эйнштейна. Нам
кажется, что некоторые обнаруженные нами факты могут сделать необходимым
пересмотр картезианской картины истории.
Можно ли использовать этот метод для предсказания будущего? Нам случалось
мечтать и об этом. В «Человеке, который был Четвергом» Честертон описывает
бригаду политической полиции, специализировавшейся в области поэзии. Покушения
удалось избежать, потому что один полицейский понял смысл сонета. В прихотливых
шутках Честертона кроются значительные истины. Течение мыслей, не замечаемое
патентованным наблюдателем, равно как и писания и труды, на которые не обращает
внимания социолог; социальное значение фактов, представляющихся слишком
незначительными и слишком спорными, говорят, быть может, о будущих событиях
вернее, чем крупные, явно заметные факты и значительные видимые движения
мыслей.
Отличавший нацизм климат страха, который никто не мог предвидеть, был предсказан
в страшных рассказах германского писателя Ганса Гейнца Эверса, автора
«Мандрагоры» и «В царстве ужаса», ставшего впоследствии официальным поэтом
режима и написавшего песню «Хорст Вессель». Нет ничего невозможного в том, что
иногда романы, стихи, картины, статуи, к которым относятся с пренебрежением даже
специалисты-критики, дают нам точный образ завтрашнего мира.
Данте в «Божественной комедии» точно описывает Южный Крест, – созвездие,
невидимое в северном полушарии, хотя ни один путешественник того времени не мог
его наблюдать. Свифт в «Путешествии на Лапуту» указывает размеры и периоды