Page 136 - UM
P. 136

С т р а н и ц а | 135

Редки были голоса – к которым, кроме всего прочего, никто просто не
прислушивался, – заявлявшие под германским небом в тридцатые годы о том,
происходит «подмена ломаным крестом креста Христова, полное отрицание
Евангелия».

Мы не утверждаем, что полностью воспринимаем Гитлера как антихриста. Мы не
думаем, что такого восприятия достаточно для полного освещения фактов. Но
определение нацизма как явления, противопоставившего себя христианству, по
крайней мере поднимает нас до уровня, с которого уже можно судить об этом
исключительном моменте истории.

Проблема именно в этом. Мы не будем защищены от нацизма или от каких-то иных
форм люциферовского духа, с помощью которого фашизм набросил тень на весь мир,
если не попытаемся осознать самые фантастические аспекты его авантюры и не
бросим ей вызов.

Между гитлеризмом – трагической карикатурой на люциферовское честолюбие, и
ангельским христианством, также имевшим свою карикатуру в социальных формах;
между искушением достигнуть уровня сверхчеловека, взять небо штурмом, и
искушением сослаться на идею или на Бога, чтобы перешагнуть через человечность;
между призванием зла и призванием добра, равно великими, глубокими и тайными;
между огромными противоречиями, движением человеческой души и, несомненно,
коллективной несознательности – разыгрываются трагедии, о которых условная
история не дает полного отчета. Кажется, что она совершенно отказывается осознать
это, как бы из страха помешать спокойному сну обществ. Кажется, что историк,
пишущий о нацистской Германии, не желает знать, кем же был разбитый враг. В этом
его поддерживает общее мнение, потому что описание разгрома подобного врага со
знанием дела требует такого понимания мира и человеческих судеб, которое
соответствует масштабу победы. Легче думать, что злобным маньякам в конце концов
помешали вредить и что в конечном счете добрые люди всегда правы. Верно, – это
злобные маньяки. Но не в том смысле, не в той степени, как это понимают «добрые
люди». Условный антифашизм был, кажется, изобретен победителями, нуждавшимися
в прикрытии своей пустоты. Но пустота втягивает в себя окружающее.

***

Доктор Энтони Лаутон из Лондонского океанографического института опустил
кинокамеру на глубину 4500 м возле берегов Ирландии. На фотографиях очень ясно
различимы отпечатки ног неизвестного существа. После ужасающего снежного
человека в воображение людей, усилив их любопытство, проник его брат, ужасающий
морской человек, неведомое существо глубин. Для наблюдений, которыми занимаемся
   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141