Page 133 - UM
P. 133

С т р а н и ц а | 132

исследований, пригодное и для других объектов. Мы прибили указательные стрелки к
тем деревьям, которые были у нас под рукой, но не утверждаем, что приспособили для
указок весь лес.

***

Мы старались собрать факты, которые «нормальный» историк отбросил бы с гневом
или ужасом. По прекрасному выражению Бориса Ренара, мы на время стали
«любителями необыкновенного и летописцами чудес». Такого рода работа не всегда
легка для ума. Порой мы успокаивали себя, думая, что тератология, или исследование
уродов, прославившая профессора Вольфа вопреки подозрительности «разумных»
ученых, осветила многие аспекты биологии. Нас поддержал и другой пример: пример
Чарлза Форта, этого хитроумного американца, о котором мы рассказывали раньше.

В этом-то «фортианском» духе мы и вели наши исследования событий недавней
истории. Так, нам не показался недостойным внимания факт, что основатель
националсоциализма действительно верил в появление сверхчеловека.

***

23 февраля 1957 года, в Богемии, водолаз искал тело студента, утонувшего в Чертовом
озере. Он всплыл на поверхность, бледный от ужаса, не в состоянии вымолвить ни
слова. Когда к нему вернулся дар речи, он сообщил, что увидел под холодными
тяжелыми водами озера призрачную шеренгу немецких солдат в форме, обоз
запряженных телег. «О, ночь, что за почерневшие воины?!» В известном смысле мы
тоже ныряли в Чертово озеро. В анналах Нюрнбергского процесса, в тысячах книг и
журналов, в личных свидетельствах мы почерпнули целую коллекцию странностей.
Мы построили наш материал на основе гипотезы, которую, быть может, так и не
удастся довести до уровня теории, – но крупный английский писатель (хотя и мало
известный у нас) Артур Мейчен выразил ее весьма сильно: «Вокруг нас существуют
таинства зла, как существуют и таинства добра, а наша жизнь и все наши действия
протекают, я думаю, в мире, о котором мы не подозреваем, полном пещер, теней и
обитателей мрака».

Человеческая душа любит день. Ей случается также любить и ночь с таким же пылом, и
эта любовь может доводить людей, как и целые общества, до преступных и гибельных
действий, явно противоречащих разуму, но тем не менее объяснимых, если смотреть на
них под определенным углом зрения. Мы уточним это, передав слово Артуру Мейчену.
   128   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138