Page 150 - UM
P. 150

С т р а н и ц а | 149

Грехом с большой буквы и действиями, считающимися дурными: убийством,
воровством, адюльтером и т.д. Точно так же заблуждаются буквально все: мы, следуя
примеру остальных, привыкли на все смотреть через социальные очки. Мы думаем, что
человек, который причиняет зло – нам или нашим соседям – это дурной человек. И он
действительно дурной – с социальной точки зрения. Но можете ли вы понять, что Зло в
своей сущности есть что-то уединенное, страсть души? Средний убийца как таковой –
вовсе не грешник в подлинном смысле этого слова. Это просто опасное животное, от
которого мы должны избавиться, чтобы спасти свою шкуру. Я бы сказал, что он
хищник, а не грешник.

– Все это кажется мне довольно странным. – Ничуть. Убийца убивает по негативным, а
не позитивным причинам: ему не хватает чего-нибудь, что имеют не-убийцы. Зло же,
наоборот, полностью позитивно. Но позитивно в другом смысле. И оно редко.
Безусловно, подлинных грешников меньше, чем святых. Что же касается тех, кого вы
называете преступниками, – то это существа, которые, конечно, нам мешают, и у
общества есть причины их остерегаться. Но между их антиобщественными действиями
и Злом есть заповедное пространство, поверьте мне! Было уже поздно. Друг,
приведший Котгрейва к Амброзу, несомненно, уже слышал все это. Он слушал со
скучающим видом и немного лукавой улыбкой, но Котгрейв начал думать, что
«помешанный» был, может быть, мудрецом.

– Знаете, вы меня страшно заинтересовали, – сказал он. – Значит, вы думаете, что мы не
понимаем подлинной природы Зла? – Мы его переоцениваем. Или недооцениваем. С
одной стороны, мы называем грехом нарушение правил общества, социальных табу.
Это абсурдное преувеличение. С другой стороны, мы придаем такие огромное значение
«греху», состоявшему в том, что посягают на наше имущество и на наших жен; при этом
мы совсем теряем из виду то ужасное, что есть в подлинных грехах.

– Но тогда что же такое грех? – спросил Котгрейв. – На ваш вопрос я должен буду
ответить вопросом. Что вы почувствовали, если бы ваша кошка или собака заговорила
с вами человеческим голосом? Если бы запели розы в вашем саду? Если бы камни на
дорогах вдруг стали увеличиваться у вас на глазах? Так вот, эти примеры могут дать
вам представление о том, что такое действительный грех.

– Послушайте, – сказал третий участник беседы, остававшийся до сих пор
равнодушным, – вы, кажется, оба спятили. Я пошел домой. На трамвай я опоздал, и
теперь придется идти пешком.

Амброз и Котгрейв после его ухода лишь поглубже уселись в креслах. Свет ламп
побледнел в холодном дыхании раннего утра.

– Вы меня удивляете, – сказал Котгрейв. – Я никогда не думал об этом. Если это
действительно так, то нужно все перевернуть. Тогда, по-вашему, суть греха в том…

– … чтобы захотеть взять небо штурмом! – подхватил Амброз. – Грех состоит для меня в
стремлении проникнуть запретным способом в другую, высшую сферу. Поэтому вы
должны понять, отчего он так редок. Слишком мало людей и вправду желает
   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155