Page 149 - UM
P. 149
С т р а н и ц а | 148
первый взгляд показаться ошибочной. В известном смысле мало удивительного в том,
что эта информация приходит к нам от члена общества посвященных, явно
отмеченного печатью «ново-язычества».
Глава 4
ГРЕХ – ЭТО ПОПЫТКА ВЗЯТЬ НЕБО ШТУРМОМ
Вот этот текст – введение в новеллу под заглавием «Белый народ». Новелла,
написанная после «Великого бога Пана», вошла в сборник, который был опубликован
после смерти Мэйчена и назывался «Рассказы об ужасном и сверхъестественном».
"Амброз Бирс сказал: – Колдовство и святость – вот единственная реальность. Магия
оправдывает себя в детях: они едят корки хлеба и пьют воду с гораздо большей
радостью, чем та, которую испытывает эпикуреец. – Вы говорите о святых? – Да. И о
грешниках тоже. Я думаю, что вы впадаете в ошибку, характерную для тех, кто
ограничивает духовный мир самыми высшими областями. Извращенные существа
тоже составляют часть духовного мира. Обычный человек, плотский и чувственный,
никогда не будет настоящим святым. И настоящим грешником – тоже. Мы по большей
части просто противоречивые создания и, в общем, не заслуживаем внимания. Мы
следуем нашим путем по повседневной грязи, не понимая глубинного значения вещей,
и поэтому добро и зло в нас идентичны – случайны, незначительны.
– Значит, по вашему мнению, настоящий грешник – это аскет, как и настоящий
святой? -Тот, кто велик в добре, как и во зле, оставляет несовершенные копии и идет к
совершенным оригиналам. Для меня нет никакого сомнения: святейшие из святых
никогда не совершали добрых дел в обыденном смысле слова. А с другой стороны –
существуют люди, опустившиеся до дна пропасти зла, но за всю свою жизнь никогда не
совершившие того, что мы называем «дурным делом».
Он на мгновение вышел из комнаты. Котгрейв повернулся к своему другу и
поблагодарил его за то, что он представил его Амброзу.
– Он великолепен, – сказал он. – Никогда не слышал ничего столь хлесткого.
Амброз вернулся снова с запасом виски и щедро налил обоим. Свирепо критикуя секту
воздерживающихся, себе он налил стакан воды. Он стал было продолжать свой
монолог, но Котгрейв прервал его: – Ваши парадоксы чудовищны. Человек может быть
великим грешником, и тем не менее не делать ничего дурного? Ну и ну! – Вы очень
ошибаетесь, – возразил Амброз. – Я никогда не занимаюсь парадоксами. Я бы очень
хотел, чтобы мне это удавалось… просто я сказал, что человек может быть большим
знатоком бургундских вин и при этом никогда не пить их наспех в кабаке. Вот и все, и
это скорее трюизм, чем парадокс, не так ли? Ваша реакция вызвана отсутствием какого
бы то ни было представления о том, чем может быть грех. О, конечно, есть связь между