Page 16 - UM
P. 16
С т р а н и ц а | 15
По ходу работы возникало большое количество трудностей, забот и неприятностей
всякого рода – иногда их было столько, что это приводило меня в отчаяние. Я не
люблю творческих деятелей, безразличных ко всему, что не относится к их творчеству.
Меня привлекает масштабность, и жертвовать перспективой ради красот стиля
кажется мне недостойным. Но легко понять, что при таком подходе существует риск
просто утонуть в лавине информации. Мне помогла одна мысль Винсента де Поля:
«Великие изменения всегда встречаются с различными противоречиями и
трудностями. И пусть все будет нам говорить, что нужно отказаться от своей миссии,
но остережемся прислушаться к этому, памятуя, что Бог никогда не отменяет того, что
он однажды решил, – если даже нам и кажется, что происходит нечто
противоположное».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ УЖЕ БЫЛО?
Глава 1
ВОСПОМИНАНИЯ О НАСТОЯЩЕМ
Сегодня каждый уважающий себя интеллигентный человек все время куда-то спешит.
И возможно, что наш лучший читатель, самый дорогой для нас, разделается с нами за
два-три часа. Я знаю некоторых людей, которые за двадцать минут умудряются с
пользой для себя прочитывать по сто страниц из математики, философии, истории или
археологии. Актеры учатся «ставить» свой голос, но научит ли кто-нибудь нас
«ставить» собственное мнение? В этой работе я не подражаю тем писателям, которые
стремятся удержать читателя, всячески развлекая и убаюкивая его. Мой девиз: ничего
для сна – все для пробуждения. Быстрее берите и уходите! Ведь у вас еще множество
других дел. Если понадобится, пропускайте целые главы, начинайте где хотите,
читайте по диагонали – это инструмент для многостороннего использования, как
складной нож со многими лезвиями. Например, вы опасаетесь слишком поздно напасть
на сюжетную жилу, которая вас интересует, – тогда пропустите эти первые страницы.
Знайте только, что они показывают, как XIX век захлопнул двери перед
фантастической действительностью Человека, Мира, Вселенной; как XX век их
приоткрыл, но как наша мораль, философия и социология, которым следовало бы
опережать эпоху, вовсе не стали таковыми, оставаясь привязанными к отжившему XIX
веку. Мост между эпохой кремниевого ружья и ракетным веком еще не переброшен,
хотя об этом думают, ибо в спешке и нетерпении мы оплакиваем не прошлое, а