Page 279 - UM
P. 279

С т р а н и ц а | 278

не только остановка старого мира, но проекция «нового». И в одно мгновение мир и в
самом деле был заново создан. Никогда я не видел подобных красок. Они были в сто
раз интенсивнее, богаче оттенками, более живые. Я знал, что приобрел ощущение
смысла красок, что мне стало доступно девственное восприятие цветов, которых я до
гех пор в действительности никогда не видел на картине – прежде они никогда не
проникали в мир живописи. Но я знал также, что этим воспоминанием о себе в моем
сознании, восприятием моего восприятия я проник в суть преобразованного мира, не
являющегося таинственным потусторонним миром, – но подлинным миром, миром,
чья природа держит нас в изгнании. В этом нет ничего общего с вниманием.
Преображение обладает полнотой, а внимание – нет. Преображение познается в его
достаточной определенности, внимание же направлено к возможной способности.
Нельзя сказать, конечно, что если внимание не полно, то оно пусто. Наоборот. Но
жадность – не полнота. Когда я в тот день вернулся в деревню, встречавшиеся мне
люди были по большей части «внимательны» к своей работе, тем не менее все они
показались мне сомнамбулами (Раймон Абеллио, «Тетради кружка метафизических
исследований», внутренняя публикация, 1954 г.).

4. Восхитительный текст Густава Майринка "Ключ, который сделает нас властелинами
своей внутренней природы, заржавел со времен потопа. Он зовется бодрствованием.
Бодрствование – это все.

Человек твердо убежден, что он бодрствует, но в действительности он попал в сети сна,
сплетенные им самим. Чем плотнее эта сеть, тем сильнее царит сон. Запутавшиеся в ее
петлях – это спящие, которые идут по жизни, безразличные и без мысли, как стадо
скота, ведомое на бойню.

Спящие видят мир сквозь сеть, они замечают только обманчивые отверстия,
поступают исходя из этого и не знают, что видимые ими картины – только
бессмысленные осколки огромного целого. Ты, может быть, думаешь, что те, кто видит
сны, – фантасты и поэты; нет, это неутомимые труженики мира, те, кого грызет
безумное стремление действовать. Они похожи на противных трудолюбивых жуков,
взбирающихся по скользкой трубе, чтобы забраться куданибудь наверх. Они говорят,
что бодрствуют, но то, что они считают жизнью, в действительности только сон,
вплоть до деталей предопределенный заранее и не подвластный их воле. Может, и есть
еще некоторые люди, знающие, что они спят, пионеры, выдвинувшиеся вперед к
бастионам, за которыми скрывается вечно бодрствующее "Я", – ясновидящие, такие
как Декарт, Шопенгауэр, Кант. Но они не располагают необходимым оружием для
взятия крепости, и их призыв к бою не разбудит спящих.

Бодрствовать – это все.

Первый шаг к этой цели так прост, что его может сделать каждый ребенок. Только тот,
у кого поражен мозг, забыл, как ходят, и остается паралитиком на двух ногах, потому
что не хочет воспользоваться костылями, унаследованными от предшественников.
   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283   284