Page 283 - UM
P. 283

С т р а н и ц а | 282

Я не имею права советовать тебе. Полезнее сорвать с дерева горький плод по своему
собственному решению, чем сладкий – по совету другого.

Но не поступай как многие, знающие, что написано: познайте все, но сохраните только
лучшее. Нужно идти, ничего не познавая, а сохраняя первое впечатление" (Густав
Майринк. Отрывок из романа «Зеленый лик», перевод д-ра Эттгофена и м-ль Перрен,
изд. бр. Эмиль-Поль, Париж, 1932 г.).

***

Глава 9

ТОЧКА ПО ТУ СТОРОНУ БЕСКОНЕЧНОСТИ

В предыдущих главах я хотел дать представление о возможных исследованиях
реальности другого состояния сознания. В этом другом состоянии, если оно
существует, каждый человек, находящийся во власти демона познания, найдет, может
быть, ответ на вопрос, который он в конце концов обязательно задаст: "Нельзя ли
найти в себе самом место, откуда все, что со мной случается, можно было бы сразу
объяснить, – место, откуда все, что я вижу, знаю и чувствую, можно было бы сразу же
расшифровать, идет ли речь о движении звезд, расположении лепестков цветка,
развитии цивилизации, к которой я принадлежу, или о самых тайных движениях моего
сердца? Не может ли когда-нибудь полностью и мгновенно быть удовлетворено это
огромное и безумное стремление понять, которое я тащу за собой вопреки самому себе
сквозь все приключения моей жизни? Нет ли в человеке, во мне самом, пути, ведущего
к познанию всех законов мира? Не спит ли в глубине моего "Я" ключ к полному
познанию?" Андре Бретон во втором «Манифесте сюрреализма» предположил, что
может окончательно ответить на этот вопрос: «Все заставляет думать, что существует
определенная точка ума, откуда жизнь и смерть, действительное и воображаемое,
прошлое и будущее, выразимое и невыразимое, высокое и низкое перестают быть
пронизанными противоречиями».

Само собой разумеется, я не претендую на то, чтобы в свою очередь дать
окончательный ответ. К методу и аппарату сюрреализма мы хотели бы добавить более
скромные методы и более тяжелый аппарат того, что мы с Бержье называем
«фантастическим реализмом». Чтобы изучить это, я обращусь к различным планам
сознания. К эзотерическому преданию. К передовой математике. И к современной
необычной литературе. Вести исследование различных планов (здесь – плана
магического духа, плана чистого разума и плана поэтической интуиции), установить
связь между ними, проверить путем сравнения истины, содержащиеся в каждой
   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287   288