Page 284 - UM
P. 284
С т р а н и ц а | 283
стадии, и заставить возникнуть в конце концов гипотезу, в которой были бы
объединены все истины, – таков, собственно говоря, наш метод. Эта наша первая
большая книга – не что иное, как начало защиты и иллюстрации этого метода.
Фраза Андре Бретона «Все заставляет думать…» датирована 1939 годом. Ей
исключительно повезло. Ее до сих пор не перестают цитировать и комментировать.
Потому что, в самом деле, одна из черт деятельности современного ума – растущий
интерес к тому, что можно было бы назвать точкой зрения по ту сторону
бесконечности.
Эта концепция касается самых древних преданий и самой современной математики.
Она проявляется в поэтической мысли Валери, и один из самых крупных современных
писателей, аргентинец Хорхе Луис Борхес посвятил ей свою самую прекрасную и самую
удивительную новеллу, дав ей многозначительное название «Алеф». Это название
первой буквы алфавита священного языка. В Каббале она обозначала ЭнСоф, место
полного познания, точку, откуда дух воспринимает сразу всю совокупность явлений, их
причин и их смысла. Во многих текстах сказано, что эта буква в форме человека,
показывающего на небо и на землю, избрана, чтобы дать понять, что мир внизу –
зеркало и картина мира, находящегося наверху.
Опубликована журналом «Ле Тан Модерн» в июне 1957 года в переводе с испанского
Поля Бенишу. Отрывок из нее можно прочесть в конце этой главы. Точка по ту сторону
бесконечности – это и есть высшая точка манифеста сюрреализма, точка Омега отца
Тейяра де Шардена и завершение «Великого делания» алхимиков.
Каким образом ясно определить эту концепцию? Попытаемся. Во Вселенной
существует точка, привилегированное место, откуда раскрывается вся Вселенная. Мы
наблюдаем весь мир с помощью инструментов – телескопов, микроскопов и т.д. Но
наблюдателю достаточно оказаться в этом привилегированном месте: – одной
вспышкой перед ним осветится вся совокупность фактов, пространство и время
раскроются во всей полноте, и сразу станет понятным полное значение их аспектов.
Чтобы дать почувствовать ученикам шестого класса понятие вечности, иезуитский
священник одного знаменитого колледжа пользовался следующим образным
примером: «Вообразите, что Земля сделана из бронзы и что одна ласточка каждую
тысячу лет касается ее своим крылом. Когда Земля будет таким путем стерта, только
тогда начнется вечность…». Но вечность – не только бесконечная длительность
времени. Она – нечто иное, чем длительность. Нужно остерегаться образов. Они служат
для перенесения на более низкий уровень сознания идей, которые могут дышать
только на большой высоте, они доставляют в подвал только труп. Единственные
образы, способные передать высшую идею, – это те, которые создают в сознании
состояние удивления, растерянности, способное поднять сознание до того уровня, где
живет эта идея, где ее можно воспринять во всей ее свежести и силе. Магические
обряды и подлинная поэзия не имеют другого назначения. Вот почему мы не стараемся
создать «образ» этой концепции точки, находящейся по ту сторону бесконечности.