Page 428 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 428
428 ГЛАВА XII
торый был общим для кельтского и греческого
календаря, возможно, являлся некогда общим и для
них, и для некоторых других ветвей арийской
семьи.
Это говорит о том, что древние арийские
расы Европы знали и день, и ночь, длившиеся
по шесть месяцев, и их календари отражали мо-
дификации делений арктического года. Сравни-
тельная филология приводит нас к этому же
выводу, как утверждал О. Шрадер, который пи-
сал: «Почти повсеместно в представлениях раз-
ных народов о хронологическом порядке года вы-
является деление года на две части. На это ука-
зывает наличие параллельных суффиксов в та-
ких словесных формах, как названия лета, весны
и зимы. Начиная от древних времен до нас до-
шли такие слова, как джхи-м и сем-, наличе-
ствовавшие одновременно, а в Авесте взаимно
соответствующими были сима и хама, в армян-
ском — амарн и джмерн, в тевтонском — сум-ар
и винт-ар, в кельтском — гам и сам, в индий-
ском — васанта и хеманта. Ни в одном из язы-
ков нет идентичности суффиксов в названиях
трех сезонов. В славянских также год имеет два
основных деления — лето и зима. И наконец,
аналогичные следы древнего состояния присутст-
вуют также в греческом и латинском».
Далее д-р Шрадер замечает, что раздельные
представления о зиме и лете сочетались воедино
в наидревнейший период, но не было общего
названия для определения года ни в одном (или
почти ни в одном) из арийских языков. И не ис-
ключено, что названия лета и зимы использова-
лись для обозначения возвращающихся сезонов, са-
мого факта их возвращения, чаще, чем для слия-
ния воедино зимы и лета. Поскольку длитель-
ность лета (то есть периода солнечного света)
как противопоставляемая длительности периода