Page 429 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 429

СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ                              429

     мрака    варьировалась    в  арктическом    регионе    от
     шести   до  двенадцати   месяцев,  представление    о  го-
     де  в  двенадцать   месяцев,   возможно,    было   менее
     удобно   для  практического    применения    на   землях
     изначальной    родины,   чем   представление   о  таком-
     то  количестве    месяцев   зимы    и  лета,  упоминае-
     мых   порознь.   И  не  исключено,    что  именно   этим
     можно    объяснить   такие  формулировки     в  Ригведе,
     как   «мануш   ка  юга»   или  «кшапа»    для  определе-
     ния   года.
        При    обсуждении    легенды    о  Навагвах    и  Да-
     шагвах    мы  указывали,    что  числительные,     вклю-
     ченные    в  состав  их  имен,  должны    быть   воспри-
     нимаемы     как  напоминания     о  количестве  месяцев
     их   жертвоприносительнои       деятельности.     Мысль
     профессора    Лигнана,    что  это  относится   к  меся-
     цам   беременности,    не  только  неверна,   но  и  про-
     тиворечит     выразительному     ведическому     тексту,
     сообщающему      нам,   что  и  Навагвы,    и  Дашагвы
     завершали    свои  ритуалы   за  десять  месяцев.  А  те-
     перь   взглянем,   есть   ли  соответствующие     персо-
     нажи   в  мифах   других   арийских   народов.  Профес-
     сор  Лигнан    указывал    на  сходство  между    Наваг -
     вами   и  римскими   Новемсидами.    Это  удачное   срав-
     нение,   но  мы    ничего   не  можем    узнать   об  из-
     начальном     значении   этого   слова.  Мы    не  знаем
     ничего,   кроме   того,  что  Новемсиды    (или  Новем-
     силы)   были   некими   латинскими     божествами,   ко-
     торые,   судя  по  дуальной  этимологии    (то  есть  «но-
     вам»  —  «девять»   или  «новус»   —  «новый»)   воспри-
     нимались    и  в  качестве  Муз,  и  в  роли  новых   бо-
     жеств,    введенных    в   пантеон   в   дополнение    к
     старым    богам,  известным    в  стране.
        Известная   в  кельтской  традиции   Дева,  имеющая
     девять  обликов,   выглядит   более  выразительно,  пос-
     кольку   она  явно  связана   с  солнечным   героем  Ку-
     хулэном.   В  изложении     Раиса  эта  история   выгля-
     дит  так:  Кончобар   имел   дочь,  носившую    имя  Фе-
   424   425   426   427   428   429   430   431   432   433   434