Page 431 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 431
СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ 4Ц
ного героя, проходящего девять шагов от конца
зимы до конца лета. Эти девять шагов не могут
быть ни девятью днями, ни девятью годами, а по-
этому нет альтернативы мнению, что легенда от-
носится к девяти месяцам жизни бога солнца до
того, как он покоряется силам тьмы. К этому же
классу относится, как я полагаю, и авестийская
история о Вафре, или, по Шпигелю, о Вифре На-
вазе (Яшт, V, 61). О нем говорится, что он был
Тхраэтаоной взброшен на воздух в форме птицы
и летел три дня и три ночи к своему дому, но
не мог вернуться, не мог спуститься вниз. В кон-
це третьей ночи, когда стала всходить благосло-
венная заря, он стал молить о помощи богиню
Ардви Суру Анахиту, обещая приносить в жерт-
ву хаому и мясо во время питья воды из реки
Рангхи. Выслушав его молитвы, Ардви Сура
Анахита доставила его домой целого и невреди-
мого.
Вифра Наваза в этой легенде очень схож с
Випрой Навагвой Ригведы. Мы уже видели, что
Навагвы и семь «випрас» упоминаются в Ригведе
вместе (VI, 22, 2) и что Ашвины («випра-ваха-
са» в гимне V, 74, 7) пребывают три ночи в да-
лекой области. Возможно, Навагвы соотносимы с
Ашвинами, где в Авесте Вифра Наваза сходны с
Випра Навагва в Ригведе.
Приведенные легенды из греческой, кельтской
и норвежской литератур показывают, что долгая
ночная тьма была известна предкам арийских
рас Европы. Здесь тоже сохранили четкие реми-
нисценции года в десять или шесть месяцев сол-
нечного света, и Навагвы, и Дашагвы Ригведы
имеют свои параллели в мифологии других на-
родов, хотя сходство не всегда бывает одинако-
во ясным в том или ином случае. Ведь эти
шесть или десять месяцев солнечного света в год
обязательно указывают на наличие долгого не-