Page 15 - Древняя история славян Выуск 1
P. 15

Ибо развивая ФаКтЫ въ нхъ причины и ïîñë?äñòâ³ÿ, должно отстра­
          нять всякос предварительное èðåäóá?æäåè³å въ пользу того или дру­
          гаго иарода, всякую современную намъ наглядность въ характеръ его.
          Ïîñë?äïåå важно потому , что иастояш,се и прошедшее одного и
          того же народа ð?äêî идетъ безуклоиио по одпой и той же êîëå? ,
          и такъ настоящее никакъ не можетъ сіужпть основаніемъ и ì?ðè-
          .юмъ проиіедшему.
               По этому основаніемъ для прагматипескпхъ развитій должны
          служпть только Факты íåñîìí?ííûå. Всякое безотчетное предполо­
          женіе , всякая пгаотеза, внесенная въ ïðåä?ëû псторіи н служащая
          потомъ точкою оноры для ФіілоссФСкаго взгляда на âñ? періоды, за
          ò?ìú ñë?äóþù³å , вносшъ ложнын ñâ?òú въ науку , искажающій
          духъ , характеръ народа , его внутреншою снлу , его особность, a
          часто и его достонное величіе.
               Безнолезно и даже ñì?øíî безусловно принимать въ область
          исторіи какія либо сказки, но пельзя отвергать н того, чтобы въ нихъ
          ие находнлась нногда и какая либо нить іісторическая. Âñ? вообще
          народныя сказаиія нли легенды ^Ьлятся на миоическія н героическія.
          Первыя произошлн отъ íîâ?ðüÿ людей въ сверхъестественныя суще­
          ства съ земною естественпою жизнію и страстями и заключаютъ въ
          ñåá? вымыслы, слитые весьма часто съ ä?éñòâíòåëûþñò³þ. Это бы­
          вало тогда, когда человькъ, одаренный особыми противъ совремеи­
          нпковъ своихъ снособностями , удивлялъ и очаровывалъ нхъ своими
          дЬйствіями н за то причисляемъ былъ къ существамъ сверхъестествен­
          нымъ или ìè?è÷åñêèìú. Героическія легенды суть воспоминанія
          ä?éñòâïòåëû³ûõú событій, въ которыхъ выставлены личішія достоин­
          ства героя.
               Оба рода этихъ сочннсшй относятся къ области поэзіи п отнюдь
          не къ исторіи. Но разложивъ такое сказаніе на его составныя части,
           îòä?ëïâú отъ него вымыселъ строгою критикпю , всегда можио
          наіідти въ немъ личность и ä?éñòâ³ÿ историческія.
               Ибо какъ іісторическая легенда беретъ свой предиетъ изъ круга
          ä?éñòâíòåëüíîñòè , отстраняя иногда только законы времени и про­
          странства , нереноснтъ эти событія въ область чудеснаго и нретво­
          ряетъ храбрыхъ людеіі въ героевъ, героевъ въ полубоговъ и боговъ,
          и наконецъ на высочайшеіі стенени своего развитія теряется въ об­
           ласти чисто ìè?è÷åñêîé; такъ точно сказанія о божествахъ спуска­
           ются въ ä?éñòâèòåëüíû³³ міръ, облачаютъ вымышлсішыя пми суш,ест­
                                                                       ч
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20