Page 20 - Древняя история славян Выуск 1
P. 20

8888

          ëèç? какого либо сказанія о íàðîä? ñîñ?äñòâåííîìú. Но есть и та­
          кіе случаи , ãä? мы, ñë?äÿ языки , нмена, нрозвища, образъ жизни,
          â?ðîâàíüÿ, ïîâ?ðüÿ, пословицы, одежду, пищу, оружіе н т. п. яш­
          тейскія отношенія, выводимъ синтетическнмъ порядкоыъ пмя народа
          безлично, или подъ псевдонимомъ ошісаниаго ; а чрезъ то созидастся
          новый Фактъ для исторіи.
               Иногда счастливо çàì?÷åííàÿ одна черта характера какого либо
          лица и.іи народа раскрываетъ намъ áîë?å , нежели сотпя страпицъ
          холоднаго описанія полнтическнхъ ä?éñòâ³é того народа, не причаст­
          ныхъ его жизни впутренней, стороны его сердца.
               Âñ? ä?ÿè³ÿ ÷åëîâ?êà или ö?ëàãî народа составляютъ одну не­
          разрывную иить и характеризуются какимъ то единствомъ , если
          нногда и не полнымъ, но за то всегда яснымъ. Въ дрсвнен исторіи
          мы слышимъ íåð?äêî откдики какъ бы созвучные съ ñë?äèìûìú
          нами предметомъ. Прямо употреблять ихъ, какъ вставку, въ состав­
          дяемую нами нсторію, было бы ошибочно; нужно ñë?äèòü, вгляды­
          ваться, вслушнваться въ эти откдики, анадизировать ихъ и ставнть въ
          наралдель съ другими. Но нандя однажды часть такой нити или
          исходный ея конецъ, уже гораздо легче îòä?ëèòü и всю нить, хотя
          бы она въ иныхъ ì?ñòàõú и перенутана была въ огромныи узелъ
          âñòð?÷íûõú событій. — Тутъ уже мы óá?æäàåìñÿ обстановкою нред­
          метовь , ихъ харакхеромъ , íàöâ?òîìú, отлнвомъ, мягкостіго или ше­
          роховатостію , опромстчивостію или медлителыюстію, теилотою или
          холодомъ, одиимъ словомъ: ò?ìú созвучіемъ, которое ясно выражаетъ
          сродство нредметовъ.
               Такъ узнаютъ земляки другъ друга , будучи брошены судьбою
          но разнымъ путямъ въ чужбину. Что­то знакомое , что­то родпое
          сближаетъ ихъ уже съ самой первой встрЬчи. Обычаи , привычки ,
          наклонности инстипктивно сводятъ ихъ между собоіо, прежде неже­
          ли они óñï?þòú объясниться словамн.
               Философскій взглядъ, брошенный иа ö?ëûè рядъ Фактовъ быта
          народнаго, приводитъ ихъ въ стройныя Фаланги, связываетъ въ одію
          ä?äîå и даетъ бытіс исторіи. Всс , не принадлежагцее сюда , само
          собою выдвнгаегся изъ рядовъ н îòä?ëÿñòñÿ, какъ чуждое, сторон­
          нее. — Такоіі обзрръ называется нсторическою критикою. Но í?êî-
          торые писатели îñì?ëèëíñü назвать псторическою критикою само­
          властныя правила, по которымъ можно безнаказанно отпять у народа
          все его лучшее достояніе : его честь , славу , родину и дюбовь къ
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25