Page 16 - Древняя история славян Выуск 1
P. 16

4444

          ва ігаеііамп п свонствами жившихъ людей и народовъ. Совершенное
          сллтіе того и другаго рода сказаній въ одномъ твореніи образуетъ
          эпопею. — Но í?òú эпопеи, въ которой не было бы характеристи­
          ческой черты изъ исторіи.
               Бозмемъ для ïðèì?ðà исландскія саги. Мы âñòð?÷àåìú въ нихъ
          имена­ Valland (Галлія), Danmork (Данія), Gotthiod (Готлаидія) , Rin
          (Рейпъ) Attli (Аттила), Holmgardr (Холмогоры), ?àà³³ (Венеды). Это
          все имеиа , прииадлежащія íåñîèãà?ííî исторіи. Также объяснятся
          многія пхъ слова, въ которыхъ пріібавляютъ они на êîíö? букву г
          какъ: aesn­, diar, iiitnar или iotar, thursar или thussar, vanir, vana­
          heimr , skalogrimr и пр. Отнимите конечную букву r, будетъ: aesi,
          dia, iiitna пли iota, tliursa илп thussa, vani, vanalieim, Skalogrim (азы
          или полубоги , діи или боги , юты или геты , ?óðñû или жрецы,
          вапы или венеты, Вснетія или земля Еенетовъ, Скалогроыъ — (сла­
          вянннъ , переселившійся съ балтінскаго поморья въ Норвегіто , при
          êîðîë? норвеягскомъ Ãàðà.³üä?, а оттуда перешедшій съ своими ближ­
          ншш въ РІсландіго и составпвшій первое ея населеніе). Эти пазванія
          взяты âñ? изъ ä?éñòâèòåëüíàãî быта. Äðåâí?éø³å писатели, каковы
          на пр. Этельвардъ, Альберикусъ, Снорро, ТорФей, Саксонъ Грамма­
          тикъ, утверждаютъ также, что âñ? âñòð?÷àþù³ÿñÿ въ древпихъ скан­
          дипавскпхъ легендахъ имена взяты съ историческихъ лицъ и наро­
          довъ , но неренесепы на боясества и существа свсрхъестественныя.
               Сходство именъ въ легендахъ съ именами историческими и хотя
          самые легкіе намеки древпихъ на подобныя описаниьшъ въ ò?õú
          легендахъ событія, а âì?ñò? съ ò?ìú сходство ì?ñòíîñòåé, породив­
          шпхъ такія легенды, съ ì?ñòíîñòÿìè псторическимп, и сходство об­
          сгоятелъствъ , дозволяготъ ä?ëàòü и выводы историческіс , при чемъ
          только боги разоблачаются въ обыкновенныхъ лтодей.
               Ðàçóì?åòñÿ, что если бы въ скандішавскихъ легендахъ заклю­
          чались ішена героевъ индіискихъ или африканскихъ , то трудно бы
          было н предполагать соотношсніе этнхъ именъ съ исторіею, тогда бы
          отнесепо было это къ случайному созвучію словъ.
               Но ñîâñ?ìú не то, когда ð?÷ü идетъ о двухъ ñîñ?äíèõú наро­
          дахъ, о ихъ взаимиыхъ распряхъ и битвахъ и когда и самыя событія
          расположены въ такомъ ïîðÿäê?, что они приближаются къ нашей
          хронологін, и особешю, когда выводъ ä?ëàåòñÿ о народахъ, описан­
          пыхъ въ ëåãåíä? врагами и противниками; ибо противниковъ древніе
          писатели старались всегда упижать, а потому извлеченіе ä?éñòâèòåëü-
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21