Page 265 - Хозяева великой империи
P. 265
~ 243 ~
"ни за что. Просто надоел" (так гнали из Новгорода). Кстати, когда в IX веке новгородцы
приглашали князя, то резиденцию ему построили не в Новгороде, а за пределами границ го-
рода. Т.е. новгородцы подчеркнули ограниченность княжеских прав. Князь был вторичным
явлением политической истории Новгородской республики. Василий Осипович Ключевский
(1841-1911ж, профессор и историк) писал: "Припомним значение князя, вождя дружины, в
старинных торговых городах Руси IX века. Это был наемный военный сторож города и его
торговли. Точно такое же значение сохранял для Новгорода и князь удельного времени…
Значение князя как наемника новгородцы, верные своей старине, старались поддерживать
договорами до конца своей вольности" (Сочинения, том 2, стр.62). Таким образом, в этом
параграфе Закона (Завета) кроется причина того, почему князьям нужно было Крещение
Руси. Они таким путем надеялись получить неограниченную власть, и с помощью церкви
они ее получили. А знаменитое распутство князя - так можно согрешить, а потом покаяться.
Вот другой взгляд на князя Владимира, кононизированного РПЦ: "6496 (988) Княжил Вла-
димир, сын Святослава во Киеве один, и не соблюдал он законы и заповеди Богов и Предков
наших, и побежден он был похотью женской, и был ненасытен в блуде и растлял девиц и
имел жен числом до 1000 и нарушал Заповедь Сварожию "на едину жену должен муж пося-
гать, а иначе спасения вам не узнать"... И повелел князь Владимир-Отступник крестить
народ киевский насильно, а тех кто не хотел креститься велел смерти лютой предавать"
(Летопись Общины Западных Россов Древнерусской Инглиистической церкви). Т.е. до кре-
щения Владимир был совсем не святым. Великий Титмар Мерзебаргский (немецкий хро-
нист, 975-1018гж) называл его "великим распутником". В христианстве он вел себя гораздо
скромнее, вступив в брак еще всего лишь дважды.
Что могли знать о культуре и Вере славянских народов христианские миссионеры? Как
они могли понять чуждую для них культуру? Вот пример описания быта славян X века од-
ним из христианских миссионеров: "Православные словены и русины дикия люди и житие
их дико и безбожно. Мужи и девки нагие вместе запираются в жарко натопленной избе и ис-
тязают телеса свои, сеча друг друга ветвями древесными нещадно до изнеможения, опосля
выбегают нагие и прыгают в прорубь ледяную али сугроб. И охладившись вновь бегут в из-
бу истязать себя прутьями". Греко-христианский, "духовно просвещенный" летописец
Нестор, после описания банных процедур пишет: "Так делали еженедельно, и притом, никем
не быв мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а мучение". Т.е. греко-
византийские миссионеры не смогли понять даже простой обряд посещения русской бани!
Легенда о "выборе вер"- красивая сказка, придуманная церковью XII века, чтобы под-
черкнуть превосходство православия над другими религиями. Какой выбор веры, какое
изучение каждой, если: во-первых, еще во время язычества Владимира Святославича из пя-
ти его официальных жен, минимум три были христианками (гречанка, чешка, болгарка) и
естественно, имели при себе и священников, и старославянские/греческие книги. Во-вторых,
к IX веку на Киевской земле уже не один век жили христиане, построившие даже свою цер-
ковь. Естественно, современные "Ысторики" считают эту сказку о выборе правдоподобной
(кто бы сомневался).
Но сохранение язычества сильно мешало усилению великокняжеской власти, имуществен-
ному и социальному расслоению, интенсивным контактам (военным, торговым, дипломати-
ческим) с соседними государствами. Русь как христианское государство, смогла претендо-
вать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило меж-
дународные связи.
Христианство начало распространяться на Руси задолго до официального акта крещения.
В V-ом веке земли Южной Руси в скандинавских сагах называли Грикландом именно из-за
распространения здесь христианства. Факт раннего распространения христианства в Север-
ном Причерноморье, где была раскинута сеть греческих городов – колоний (Ольвия, Тирас,
Херсонес, Феодосия, Пантикапей), не подлежит никакому сомнению, так как подтверждает-
ся не только письменными, но и многочисленными археологическими данными. Такие цер-
ковные писатели, как Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан / Quintus
Septimius Florens Tertullianus, жил в Карфагене, 155/165-220/240 гж, раннехристианский тео-