Page 267 - Хозяева великой империи
P. 267
~ 245 ~
бив могилу святого, князь был поражен внезапным недугом. Святой Стефан явился к
князю в видении и сказал: "Пока не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не
выйдешь отсюда". Князь исцелился после крещения. Глядя на него, крестилось и войско.
Потом все забылось. Это миф №1.
2. около 840г. русы совершают военный набег на византийский город Амастриду (располо-
жена на южном побережье Черного моря). При этом "они крестились, но потом забыли".
Это миф №2.
3. ромейские хроники приписывают заслугу крещения россов константинопольскому пат-
риарху Фотию, который крестил варваров-россов, что учинили набег на Константино-
поль в 860 году. 18 июня россы - у стен Константинополя, но не штурмуют город. Потом
шторм и отступление. Поход - был, но чтобы при этом они крестились? Это миф №3.
4. 866г.- князь Аскольд c "болярами" и некоторым количеством народа приняли крещение
в Киевских землях от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I.
Дата 866 год - ошибочна (ввиду неправильного пересчѐта от даты сотворения мира), но
вошедшая во все учебники. Правильная дата - 874 год. Варианты изменений: то год позже
- 867г, то уже два князя (князья Аскольд и Дир), то уже во времена Василия I (867-886г) и
Константинопольского патриарха Игнатия (867-877г). Изменения связаны с правкой
древних летописей современными "Ысториками". В.Н.Татищев [44] относил крещение Ру-
си при патриархе Игнатии именно ко времени княжения Аскольда в Киеве: "Четвертое
крещение в славянах точно к нам относится и есть первое в Руси, чрез Кир Михаила мит-
рополита и показанное чудо несгоревшего Евангелия. Это, судя по годам, было во время
Оскольдово, который от грек Рос именован и в 867-м году крещение принял..."
(В.Н.Татищев [44] , История Российская, том 1, 2003г. стр.49-50). Эти события именуют пер-
вым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. Легенда об этом крещении - мягко
говоря, сомнительна. Мы считаем - это миф №4.
5. в 957 году княгиня Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Кон-
стантинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константи-
ном Багрянородным в сочинении "Церемонии". При этом Ольга официально приняла
христианство византийского обряда от императора. Император именовал Ольгу архон-
тиссой (правителем) Руси и послал с ней епископа Адальберта. Считается, что это первый
русский правитель, принявший христианство. Много других гипотез: Ольгу сопровождал
священник Григорий, предлагаются другие даты. Визит - был, но не более. Это не более
как "идеологическая фикция", призванная подчеркнуть особые связи русской церкви с
греческой (удачное выражению Г.Г.Литаврина). Мы считаем - это миф №5. В мифе есть
доля правды - участие в визите князя Олега Моравского (см. главу "Князь Олег"), быв-
шего христианином.
6. в 988 году - крещение князем Владимиром. Факт крещения имеет место, вопрос - где
именно и было ли оно массовым? Ведь Киева-то как города еще не существовало (см. гла-
ву "Киевская Русь - миф!"). Скорее всего, крещение было около резиденции киевских
князей, т.е. у города Белгород-Киевский (это десяток вѐрст к западу от современного Кие-
ва) на реке Ирпень. И конечно оно было не добровольным, а принудительным, о чем со-
хранили скупые сведенья многие летописи. Вспомним - нежелавшим креститься прямо
заявляли, что их будут рассматривать как противников князя: "если не придет кто зав-
тра на реку... да будет мне враг". Профессор Московской духовной академии
Е.Е.Голубинский признавал: "Нежелавших креститься, было весьма много как в столице,
так и вообще во всей Руси..." (История русской церкви, том I, ч.I).
7. крещение Руси в XIII веке после похода Батыя (см. главу "Хан Батый и русские княже-
ства"). Именно после Батыя наблюдается расцвет христианства на Руси (см. главу
"Скрываемые факты о крещении").
Итак, с X века происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не
затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Вопреки лубочной официаль-
ной сказке, процесс христианизации страны растянулся еще на долгие века. Даже многие
номинальные христиане оставались фактически язычниками. Такое состояние сами же бо-
гословы охарактеризовали как "двоеверие". Вот что пишет про это "Повесть временных