Page 286 - Неизвестная история человечества
P. 286
уж человек разумный из Тунцзы занял отведенное ему место в верхнем
плейстоцене (где ему и надлежит пребывать, согласно эволюционной
хронологической последовательности), то это может служить бесспорным
доказательством эволюции человека. С другой стороны, определение
истинного возраста Homo sapiens из Тунцзы серединой среднего плейстоцена
(что следует из возрастных границ сопутствующей фауны) делает его
современником Homo erectus из Чжоукоудяня, а такой конфуз недопустим в
учебнике по теории эволюции, составленном на основании
палеоантропологических находок в Китае.
Тщательно проанализировав отчеты о результатах ряда других раскопок
в Китае, мы обнаружили, что в них использовался тот же самый способ
определения возраста на основании морфологических признаков для
«разведения» во времени различных видов человекоподобных существ. Так, в
1964 году в Ланьтяне (Lantian) был обнаружен череп человека прямоходящего,
более примитивного, чем Homo erectus из Чжоукоудяня. Поэтому ряд авторов,
в том числе Джин Эйгнер, определили его возраст как превышающий
возраст находок в Чжоукоудяне. Однако результаты нашего анализа данных о
сопутствующей фауне, стратиграфии места проведения раскопок и
палеомагнитного датирования свидетельствуют о том, что возрастные рамки
черепа Homo erectus из Ланьтяня совпадают с хронологическими границами
человека прямоходящего из Чжоукоудяня. То же можно сказать и о найденной
в Ланьтяне челюсти Homo erectus.
Мы отнюдь не настаиваем на том, что человек прямоходящий, череп
которого нашли в Ланьтяне, был современником своего собрата с места
раскопок № 1 в Чжоукоудяне. На основании принятой нами методики мы
просто‑напросто приходим к выводу, что представленный в Чжоукоудяне
хронологический период перекрывает вероятные возрастные рамки
примитивного Homo erectus из Ланьтяня.
Таким образом, налицо перекрывающие друг друга, относящиеся к
середине среднего плейстоцена вероятные возрастные рамки следующих
человекоподобных существ:
1) примитивного человека прямоходящего из Ланьтяня;
пекинского человека, представляющего более развитый подвид Homo
erectus;
2) наконец, человека из Тунцзы, которого принято относить к Homo
sapiens.
Мы не настаиваем на том, что все эти существа в самом деле были
современниками: возможно, были, а может быть, и нет.
К оглавлению 286