Page 43 - Письма о славянских древностях
P. 43
Позвольте мне поделиться с Вами ещё одной мыслью по сему предмету.
Как известно, Овидий жил во времена Августа вплоть до своей смерти в
изгнании среди скифо-славянских народов. После того, как он изучил языки
тогдашних варваров, он начал на них писать и сочинять стихи, как он сам в
том признался в своих элегиях. Я не останавливаюсь на возможности того,
что под именем славянского барда Вояна или Бояна, живущего в памяти на
родной, мог скрываться Овидий; хочу лишь отметить, что последний, будучи
блестящим и состоятельным римским сенатором, знавшим многие языки,
возможно, захотел во время своего изгнания по собственной воле ознако
миться с неизведанными полуночными странами и отправился туда. Днев
ник с записями о его путешествиях, написанный на латыни, а, возможно, и на
славянских языках, мог храниться после его смерти у языческих жрецов как
память, а позже, когда языческие храмы были превращены в христианские
церкви, попасть в руки настоятеля Домского собора Ярослава в Плоцке.
А возможно, здесь произошла путаница, и вместо Полоцка на Двине
упоминается Плоцк в Мазовии?
Не исключено также, что Овидий, проживая среди скифских славян, яв
лявшихся многоженцами, при размеренности тамошнего своего образа жиз
ни, оставил после себя сына от прислуживавшей ему славянки, который пос
ле прохождения первого своего обучения у отца, позже отправился в путеше
ствие и является тем самым загадочным Дивонисом. Ведь если он по суще
ствующему доселе обычаю славян именовался Ovid's Sohn (сын Овида) и
если имя сие в летописях по обычаю древних славян писалось наоборот, то
Кристиан, прочитавший имя сие по обыкновению слева направо, нашел имя
Дивонис (сын-овид) и записал его таким образом в свою летопись. Я не склонен
придавать значения подобной грамматической связи, но думаю, что, скорее,
этот Дивонис был никем иным, как известным странником Феодотом, пред
принявшим путешествие в Литву, фрагмент дневника которого сохранил для
нас епископ Кристиан.
Таким образом, он является Тацитом Литвы и достоин всяческого почё-
Поскольку я ныне не собираюсь представить Вам никаких записей об
антикварных предметах, я бы хотел в заключение упомянуть ещё одно инте
ресное обстоятельство, подтверждающее неоднократно высказанное мне
ние о том, что памятные события повторяются с цикличностью в тысячу
Почти тысячелетие прошло с тех пор, как Палемон, выходец из Италии,
взошел на литовский престол. В Augsburger allgemeine Zeitung от 31 марта
1839 года мы находим статью из Неаполя, датированную 14 марта, в которой
сообщается о наследстве, составляющем 24 неаполитанских дукатов, некое