Page 63 - Письма о славянских древностях
P. 63
ген, генералу барону Рюле ф. Лилиенштайн в Бер
лин, князю Вильгельму Радзивиллу, государствен
ному советнику Чарльзу де Хейдекену в Геную, кня
гине Чарторыйской в Пулавы, графу Титусу Дзялин-
скому в Познань, директору ф. Райхелю в Петер
бург и выдающемуся нумизмату Гётцу в Дрезден.
Несмотря на то, что все 12 экспонатов схожи,
при ближайшем рассмотрении отдельных штрихов
по краям, волос на головах и епископского посоха,
мы обнаруживаем различия и видим, что они отче
канены не одним клеймом, а прессованы и обрабо
таны грабштихелем. Выдолбленный реверс бал при
крыт прикреплённым листом жести. То есть они
были задуманы как украшения, а не для денежного
обращения и свидетельствуют о старинном проис
хождении. Изображения на них, следовательно, дол
жны были указывать, скорее на религиозный культ,
нежели на портрет князя. У язычников-славян коро
левское звание, так же, как у римлян, зачастую было
связано с высшим духовным саном. Предсказате
ли и жрецы использовали во время жертвоприноше
ний епископский жезл (lituus), каковой изображён на
этих брактеатах. - Предположим, что сия фигура
изображает христианского епископа, тогда он не мог
быть никем иным, кроме святого Адальберта, хотя
возраст сих брактеатов, очевидно, старше на пол
тора века. Но кто в состоянии предъявить мне брак
теат, на коем был бы изображен епископ или прелат
без какого-либо атрибута христианства - без знака
креста, митры или благословляющего жеста? По
сему я считаю портрет божеством или языческим
князем либо жрецом с епископским жезлом, пред
положительно, прусским божеством Криве-Кривей-
те?
Довольно о золотых брактеатах и амулетах,
частое появление которых на севере, очевидно, выз
вано тем, что датские короли, уничтожившие язы
ческие храмы остзейских славян, захватили напол
ненные золотом и серебром храмовые клады, в ко
торых было много золотых памятных монет, прине-