Page 59 - Письма о славянских древностях
P. 59
божественному свету, принесено в дар в скорбные
времена. Vitislao, divino luci, oblatum sis tempore
afflictionis.) Витислав или Вышеслав, независимо от
написания Swatowiz или Swatowit, был у моравов и
других славян почитаемым богом света. S. Hanusch,
№ 17' pag. 159, 171, 172.
Табл. VIII. № 18. На втором брактеате без надписи изображен
бюст русской царицы, восседающей на черепахе, с
русским двузубчатым скипетром в правой руке; ук
рашение головы напоминает убор под № 44. - Если
дракон символизирует поверженного врага, а соба
ка - понужденных к послушанию подданных, то че
репаха должна быть символом обеспеченного и спо
койного правления.
Табл. IX. № 7. Третий изображенный на этой гравюре амулет
являет нам щит бога войны Яровита, который укра
шал в свое время храм, посвященный этому боже
ству, в Вольгасте, в качестве великой и неприкосно
венной святыни. Из жизнеописания святого Отто мы
узнаем, что священнослужитель Дитрих, входивший
в свиту апостола, подвергся однажды нападению
язычников и нашёл прибежище в открытом для него
храме, схватил висевший там священный щит и под
его защитой прошел сквозь толпу, которая, испугав
шись, что сам разгневанный бог войны обрушился
на народ, в испуге обратилась в бегство, спасаясь
от Дитриха. Епископ Отто отправил сей священный
щит в Рим в знак одержанной победы. - Надпись на
том щите гласит: TVTORI V. О. М. IAVRWITO,
читается как Tutori Volgastiensi, optimo, maximo
Jaruwito. (Покровителю Вольгаста, наилучшему и
величайшему Яровиту.)
Табл. VIII. № 12,13,14.
Табл. III. № 8. Наконец, нам предстоит на последней гравю
ре, вышедшей в качестве дополнения, рассмотреть
наряду с найденными золотыми украшениями ещё
шесть брактеатов. Первые три экспоната различ
ных размеров, с изображениями трех варварских
всадников, не позволяют дать какое-либо приблизи
тельное толкование, если только не обратить вни