Page 9 - UM
P. 9
Страница |8
как нечто естественное еще и потому, что это был мой мир, помешало принять его
дремлющим сознанием, как это делает большая часть людей. Новыми глазами,
освеженными долгим пребыванием вне моего времени, я увидел этот мир настолько
бедным действительной фантастикой, насколько мир преданий был для меня
фантастикой предполагаемой. Более того: то, что я узнал о Несшем веке, углубив,
изменило мое сознание древнего духа. Я увидел древность новыми глазами, но взгляд
мой оказался достаточно свежим и для того, чтобы увидеть также и новое.
Я встретил Жака Бержье (сейчас расскажу, как) в ту пору, когда закончил писать свою
работу о кружке интеллигентов, собравшихся вокруг Гурджиева. Эта встреча, которую
я считаю отнюдь не случайной, старта решающей. Два года я посвятил описанию
эзотерической школы и своего собственного приключения. Вот то, что я считал
нужным сказать, прощаясь с моими читателями. Надеюсь, мне простят, что я цитирую
самого себя, зная, что я совершенно не забочусь о привлечении внимания к своим
писаниям: меня волнует совсем другое. Я придумал басню об обезьяне и тыквенной
бутылке. Чтобы поймать обезьяну живьем, туземцы привязывают к кокосовой пальме
тыквенную бутылку с бананом. Обезьяна прибегает, просовывает кисть внутрь,
хватает банан и зажимает его в кулаке. Но тогда она не может вытянуть руку – то, что
она схватила и из жадности не может бросить, держит ее в плену. Будучи
«воспитанником» школы Гурджиева, я написал: «Нужно ощупать, исследовать
плоды-западни, а потом гибко отпустить. Удовлетворив известное любопытство,
нужно гибко перенести внимание на мир, в котором мы находимся, вернуть себе
свободу и ясность, вновь пуститься в путь по земле людей, земле, которой мы
принадлежим. Важно видеть, в какой мере существо движения мысли, называемое
преданием, находит движение современной мысли. Физика, биология, математика в их
крайней точке смыкаются сегодня с некоторыми данными эзотеризма, приближаются
к некоторому видению Космоса, отношениям энергии и материи, уже содержащимся в
видениях предков. Современные науки, если подойти к ним без ученого конформизма,
ведут диалог с древними магами, алхимиками, чудотворцами. Революция происходит у
нас на глазах, и она состоит в неожиданном союзе разума, находящегося на вершине
своих завоеваний, с духовной интуицией. Для действительно внимательных
наблюдений проблемы, которые ставятся перед современным разумом, – это больше
не проблемы Прогресса. Уже несколько лет, как понятие прогресса умерло. Это
проблемы изменения состояния, проблемы превращения. В этом смысле люди,
склонившиеся над реальностью внутреннего эксперимента, движутся к будущему и
крепко пожимают руку передовым ученым, готовящим наступление мира, не
имеющего ничего общего с миром тяжелого перехода. в котором мы проживем еще
несколько часов».
Вот как раз это высказывание и будет развито в нашей книге. Я говорил себе, что,
прежде чем взяться за нее, нужно проникнуть разумом очень далеко назад и очень
далеко вперед – это необходимо, чтобы понять настоящее. Я заметил, что людей
просто «современных», которых я еще недавно не любил, имея на то причины, – я
осуждал напрасно. В действительности же они заслуживают осуждения лишь потому,
что их ум охватывает слишком маленький отрезок времени. Едва они появляются, как