Page 112 - Письма о славянских древностях
P. 112

ку трудно представить себе, что идол с когтями и ро­
                             гами может иметь какие-либо добрые и благие наме­
                             рения, тем более,  если рассмотреть  сбоку
        Табл. XX. №  19.     изображение отвратительной Горгоны с карнизов раз­
                             валин храма на Яве, которое мы находим в Junghahns
                             Reise durch Java, pag. 75., Tab.  1. fig. 1., и которое неко­
                             торым  образом  схоже  с  Сотвором  у  Нарбута.  У
                             Sanchuniathon, Buch IV. Сар.  15. читаем:  «ибо припи­
                             сывали они злым духам рога». -  Наконец, я
        Табл. XX. № 6.       располагаю в  своей коллекции медным кольцом,  по­
                             крытым патиной, которое было найдено в Польше и
                             на коем изображено мифологическое животное или лев
                             со  звездой  на спине  на кончике  хвоста.  О  том,  что
                             сей  предмет имеет некое  значение,  свидетельствует
                             описание Бюшинга в Alterthumer der Stadt Görlitz, 1825,
                             pag.  6.:  «Еще примечательнее и важнее предметы из
                             металла,  найденные рядом с урнами и в них.  К ним
                             относятся  некоторые  предметы  медной утвари,  как
                             то наконечник стрелы, игла, кольца (столь редко встре­
                             чающиеся  в  Силезии),  а среди них в  особенности -
                             медное кольцо, выполненное в форме перстня, на ко­
                             тором видно несколько стершееся и суровое изобра­
                             жение  льва с  маленькой  звездой,  и  пр.».  Подобные
                             монстры, видимо, указывают на культ чёрных (злых)
                             богов,  аналогичных часто встречающимся на
        Табл. VI. № 7-17.    нордических золотых брактеатах драконам  и змеям.
        Табл. VII.  №  1-7.     Посему я полагаю, что широко распространенное
                             в  свое  время  в  Литве  поклонение  змеям,  коих даже
                             прикармливали в домах, было основано на культе Чер-
                             нобога,  поскольку даже в христианских догмах чёрт
                             (сатана)  предстает в раю в облике  змеи.

                   Льваражик,  Сильнобог,  Крепкобог -   Геркулес
           По сему поводу я могу предъявить Вам примечательный памятник пер­
        вого  века после  Рождества Христова (время  расцвета гностиков),  каковой
        посвящен культу Геркулеса у русских.  Я нашёл его среди многочисленных
        изображений гностических гемм в Gorlaei Dactyliotheca.  Lugduni  1695. Tab.
        CXL. n. 440, 441. Автор сего произведения, естественно, не знает толкования
        сего явления, тем более, что он всё перевернул на своем изображении вверх
        ногами и явил нам земляной вал в виде облака на небе.
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117