Page 114 - Письма о славянских древностях
P. 114
нако рога сии напоминают оленьи, коими не мог быть
наделен Пан, бывший богом стад. Посему я счи
таю головной убор не рогами и уж никак не оленьи
ми рогами, а прической Plica polonica, каковая по-
русски называется «волосие», откуда и произошло
имя божества. Сие имя «Волос» напоминает Wolosi
(валахи), которые на своем щите изображали голо-
Табл. XIX. № 7. ву быка, каковую обрели, возможно, благодаря по
клонению Волосу, покровителю рогатого скота, раз
ве что сие является, как я уже упоминал, пережит
ком поклонения Туру, который перешёл со щита Ра
дегаста на герб Мекленбурга.
Перейдем от рассмотрения Волоса к славян
скому Покровителю границ, богу Чуру.
Табл. XX. № 7. Main(Masch) и Bore (Woge) в Obotrinische
Alterthumer, pag. 82. fig.10 дают нам двустороннее
изображение маленького идола, с тремя лицами, не
говоря о нём ничего определенного. В Systematische
Bildergalerie Conversations-Lexikon 4. Abtheilung,
Mythologie und Kultus, Tab. 8. n. 6. повторяется сие
уменьшенное в два раза изображение, здесь оно
названо «славянским божеством», хоть и является
лишь двусторонним изображением идола. Фольмер
на табл. XXII. под № 2. и 3. повторяет оба изобра
жения идола и дает ему имя славянского покрови
теля границ бога Чура, не посвящая нас в то, откуда
ему стало известно, что это именно Чур. - Если бы
было исторически доказано, что Чур имел два или
более лица, чтобы обозревать границы во все сто
роны, то я бы обратил внимание на то, что на ста
рых брактеатах города Цюриха (название коего
напоминает имя Чура) мы находим изображение
Табл XX №8-14 лица, подобного двуликому Янусу, что приписывает
ся, однако, святым заступникам Феликсу и Регулу,
но мне представляется странным, что сии головы
святых были изображены не рядом, а сросшимися,
как у Януса.
В Швейцарии, как известно, нередко встреча
ются безмозглые уродцы (Acephali, Cretins) и среди
них младенцы, сросшиеся головами наподобие Яну