Page 116 - Письма о славянских древностях
P. 116
тех местах, например, Быстрнц в Богемии, одноимен
ное селение в Зибенбюрген (Трансильвания, ныне
Румыния. - Прим. переводчика), Быстрин в Силе
зии, деревня Быстрица и мельница Быстрице, обе в
округе Могильно Великого Герцогства Позен (По
знань), Быстжиков в Королевстве Польском, округ
Радомский и пр.
Собот
Вы высказываете в своём «Славянском мифе»
на стр. 204 предположение, что Собот (каковой, на
мой взгляд, произошёл от Саваофа, представшего
перед Моисеем в образе неопалимой купины, так
же, как Один - Adyn, Adnoj, единственный - мог
произойти от Адоная) является именем силезского
бога солнца (огня), почитавшегося на Цобтенберг
(Собутка, гора в Польше. - Прим. переводчика),
которая именовалась в честь время от времени про
водимого праздника Иоанновых костров «Соботки».
Табл. XXI. № 4. Изображение сего божества без головы и ног,
длиной 10 футов, можно узреть и ныне на Цобтен
берг, оно содержится также в Preuskers Blicke in die
vaterländische Vorzeit, Taf. 3. n. 26. Его разрушение,
выразившееся в том, что у него были отбиты голо
ва и ноги, приходится на период христианизации.
Толкование четырех письменных знаков на изобра
жении рыбы, которое даёт Пройскер на стр. 26, меня
не удовлетворяет, посему хотел бы предложить свое
толкование. Первый знак является греко-славянс-
кой буквой U или W, второй - несомненно, буквой Т,
третий - перевернутым вендским руническим В, а
последний - греко-славянским Г (гамма) либо ис
кажённым руническим S. Если я прочту теперь сие
слово в обратном порядке, как на большинстве древ
них славянских надписей, то при добавлении глас
ных согласно древним правилам правописания по
лучится SOBOTU, «богу Соботу». Если же прочесть
его в обычном порядке слева направо и последний
знак принять за G, то получится «Вот Бог» (Ессе
Deum).