Page 115 - Письма о славянских древностях
P. 115
са, один из которых хранится и у меня. Подобные
уродцы могли приписываться влиянию злого Прин
ципа и обожествляться. Даже сегодня существуют
еще местности, в коих уродство воспринимается как
нечто сверхъестественное и богоподобное, как, на
пример, у индиийских абдалов (эйну - субэтничес-
кая группа уйгуров. - Прим. переводчика). Швей
царцы (гельветы) во времена Рима, будучи римской
провинцией, имели представление о Янусе, посему
младенец с ликом Януса ими, должно быть, рассмат
ривался по понятным причинам как потомок боже
ства, равно как рождение молодого Аписа обрадо
вало весь Египет. Возможно, именно таким обра
зом Янус попал в Швейцарию и позже перекочевал
к славянам в облике Чура. Наподобие тому, как по
всеместно языческие храмы превращались со вре
менем в христианские церкви, около 853 года в
Цюрихе возник храм Януса или Чура, превращён
ный в аббатство Фрау-Мюнстер, которое в 1524 году
было распущено. Образ Януса мог быть сохранён
народом, привыкшим поклоняться ему, поскольку он
имел сходство со святыми заступниками Феликсом
и Регулом, которым была посвящена сия женская
обитель, и таким образом, на брактеатах из Цюри
ха в средние века возникла двуликая голова Януса,
над которой зачастую изображались луна и звезды.
Табл. XX. № 8, 12.
Быстрин
Предположительно, он же немецкий Пюстерих, культ которого почитал
ся также в Польше, Богемии и других славянских землях. Некоторые изоб
ражения оного мы находим: одного - в Falkensteins Nordganische Alterthumer,
pag. 65. Tab. 1, второе - в Wagners Alterthumer Deutschlands, Tab. 115. nr.
1138., а третье - в Vollmers Mythologisches Wurterbuch, Tab. 88, nr. 4. Все они
имеют довольно схожий облик.
Табл. XXI. № 1. Полагаю, однако, что рисунок Фалькенштайна
наиболее верный, в то время, как изображения у
Фольмера и Вагнера не заслуживают доверия (см.
далее раздел Зиба).
Несколько населенных пунктов носят его имя,
что указывает на отправление его культа некогда в