Page 129 - Письма о славянских древностях
P. 129
ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ*
Тому же
Бромберг, 7 января 1847 года
Поздравляю Ваше Высокородие с наступлением нового года и благода
рю Вас нижайше за новые сообщения, любезно предоставленные мне.
Вы желаете, дабы я высказал свои предположения относительно роди
ны той старой купели? В местностях вдоль Рейна и вообще в Германии, где
из-за римлян и франков христианская культура быстро распространилась, нам
не следует искать надписей подобного рода. Использование буквы К вместо
С более не встречается там в XII-XIII веках и указывает наряду с готичес
ким шрифтом на север.
Полагаю, что сия купель была предназначена для крещения не новорож
денных, а, скорее, язычников, в противном случае слово гесог было бы из
лишним. Оно указывает здесь на то, что крещенному возвращается блажен
ство. Он должен был его утратить ранее из-за ошибочного верования, дабы
обрести его вновь. Форма письменности, однако, указывает на эпоху, когда
южные и западные земли Германии были обращены в христианство. Следо
вательно, мы должны перенестись в местность, где в XII и XIII веках обра
щение язычников в христианство только началось и шло полным ходом, то
есть в Померанию или Пруссию, и именно здесь мы находим введенный Тев
тонским орденом готический шрифт, до введения коего использовались ру
нические знаки.
В то время как в славянскую Померанию христианство было принесено
выдающимся апостолом епископом Отто Бамбергским, который доносил его
до народа с любовью и доверием и укрепил его в этом, Тевтонский орден
прокладывал дорогу христианству огнем и мечом, сея смертельный страх и
ужас, а посему трудно предположить, что он большое внимание уделял цере
мониалу и устанавливал особенные купели с духовными надписями. Ибо
рыцари Ордена действовали в Пруссии как враги и были ничуть не лучше