Page 84 - Письма о славянских древностях
P. 84

О     том, что эти необычные и весьма важные для отечественной истории
        памятники являются  произведениями  славян VIII  или  IX  века,  свидетель­
        ствует манера, в которой сделаны надписи, образцы коей можно найти лишь
        в древнейших  рукописях, хранящихся в библиотеке Бамберга -  за исключе­
        нием тех оригинальных знаков, тип которых я не могу отнести ни к одному из
        известных. Если бы сии статуи были изваяны по поручению славян каким-
        либо римским художником, письменные знаки имели бы большее  сходство
        со  средневековой латынью.
           Первое и, вместе с тем, лучшее изваяние изображает Перкунаса, оно же
        является самым массивным и тяжелым,  весом в  16 центнеров. Имя Перку­
        нас, по-русски -  Перун, могло быть производным от Перуниус -  Per-Unius.
        Unius  (единственный) по-русски означает Один,  и таким образом, было бы
        установлено родство между Перуном и нордическим Одином, который, как
        известно, был заимствован северными народами у славян.
        Табл. XIV.  №  1.           Благодаря тому, что у сей статуи руки плотно
                               прилегают к торсу, а ноги соединены складками пла­
                               ща,  сей массивный памятник  не  подвергся разру­
                               шению и даже сегодня мог бы быть разрушен лишь
                               пороховым зарядом.  Отбита была только голова от
                               удара в лицо, следы которого заметны на носу. Од­
                               нако голова была найдена рядом с туловищем ста­
                               туи и водружена на место, так что срез скрыт боро­
                               дой.  Прилагаю  Вам рисунок с  изображением сего
                               Перкунаса рядом с  изображением  помещённой на
                               щите небольшой надписи того времени.
           То, что сей Перун не был простым подражанием римскому Юпитеру,  а
        оригинальной скульптурой, созданной славянским ваятелем, который не рас­
        полагал образцами, подтверждается следующими пятью обстоятельствами:
        1.      У Юпитера никогда не было на голове короны, его волосы изредка
             скреплены диадемой в форме ленты. Форма сей короны также нигде не
             встречается у римлян, а восходит ко временам каролингов и оттонов, о
             чем свидетельствуют старые  клейма того  времени.  Соотношение  сей
             маленькой короны с гораздо более массивной головой напоминает свя­
             щенный сосуд, которым обычно украшали голову Плутона или египетс­
             кого Сераписа.
        2.     Я ни разу не лицезрел Юпитера в похожем княжеском плаще, скреп­
             ленном на груди, несмотря на то, что видел многие изображения подоб­
             ного рода и просмотрел античные медали с его изображениям в пол­
             ный рост, из которых лишь в моей коллекции хранится более сотни. На
             них он изображён либо  обнажённым с  ниспадающим с  левого  плеча
   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89