Page 87 - Письма о славянских древностях
P. 87
13. I с небольшими изменениями приведена выше под № 8.
14. Y является либо игреком, либо „и". В любом случае сей знак относится
к образцам письменности, хранящимся в Бамберге, и к другим старым
письменам VIII и IX веков.
15. Удлиненное J с изгибом часто встречается и является обычным также
для VIII и IX веков; например у Джека, тетрадь 1., гравюра 6. Присци-
ан, - тетрадь 2., гравюра 1. - лонгобардийский алфавит и т. п.
16. Четырехугольное О, описанное под № 12.
17. J, описанное под № 12.
18. X является греческим, русским, а также самым древним латинским
СН.
Таким образом, шрифт восходит к концу VIII и началу IX веков, т. е. к
до-пиастическому периоду, несмотря на то, что и в VI, и в VII веках такие
письменные знаки, очевидно, использовались; и нужно быть весьма обеску
раженным сим важным явлением и впасть в глубочайшее заблуждение, что
бы отнести сии произведения к более позднему времени, а именно к XVII или
XVIII векам. Слишком отчетлива на них печать средневековья, равно как и
сопутствующие обстоятельства. С течением времени камень покрылся темной
коркой, в то время как на месте сколов видны светлые пятна. Если бы в духе
искусства XVII века было использование славянских богов для украшения
садов и дворцов, как это произошло с римскими богами, то мы находили бы
время от времени другие подобные произведения, и мои не были бы един
ственными. Но что могло подвигнуть художника последующих веков, к тому
же, столь искусного ваятеля, на то, чтобы изобразить богов в позах, столь
отличных от римских образцов, кропотливо искать в древнейших пергамен-
тах образцы письменности VIII и IX веков, составлять слова давно забытых
старославянских наречий, с тем, чтобы сразу же уничтожить свое произве
дение и бросить его в грот, пока волею случая оно не будет извлечено на свет
Божий через много лет после его смерти?
Лишь сумасшедший был бы способен на подобную глупость, потому
что сии пять каменных изваяний, независимо от их значения как памятников
истории и скульптуры славянской древности, должны по сей день рассматри
ваться как произведения скульптуры, как предмет, одна работа по созданию
которого едва ли может быть оценена лишь в 1000 талеров. Эти мои статуи,
приобретением коих я обязан моему замечательному другу господину фон
Тису из Варшавы, воистину являются вершиной древнего славянского искус
ства и заслуживают того, чтобы занять место в первейших музеях Европы!
Табл. XIV. № 2.
Табл. II. № 1. Далее прилагаю изображение огромного извая
ния (7 футов высотой) польского Иисуса (Jessa). Она