Page 89 - Письма о славянских древностях
P. 89
ла Тира, найденного в пруду монастыря Хильмевитц
в Верхней Силезии, ныне выставленного в коллек
ции древностей в Бреслау* *, который своей позой с
поднятой рукой и обнаженным торсом напоминает
Иисуса. В связи с этим я тем более склонен счи
тать сего маленького идола изображением Иисуса,
ибо знак на его груди))((, видимо, передает его имя,
если предположить, что первое ) является буквой je,
написанной глаголицей, каковое мы находим в Еван
гелии св. Прокопия. Средние )( могут обозначать
греческую сигму, а последнее (- древнее Е, которое
нередко встречается на старинных монетах и па
мятниках. Даже в том случае, если я ошибаюсь,
считая сии знаки буквами, ибо я не видел оригина
ла, следует задуматься над общим сходством, ко
торое, скорее, существует между сим памятником
и польским Jessa, культ которого почитался в Силе
зии, нежели с богом Тиром в Ретре.
Табл. XVI. № 3. У Я. Э. Воцела в Grundzuge der böhmischen
Alterthumskunde, Prag 1845, можно найти на гравю
ре II под № 1. фигуру, общие черты коей напомина
ют нашу, и которая хранится в Богемском Музее
отечественной истории. Торс покрыт волосами, а
недостающая у Бюшинга правая рука сжата в ку
лак. Вторую, изображённую Бюшингом для сравне
ния фигуру найденного на Рейне идола я бы считал
из-за наличия рогов Хамбогом (Юпитер-Аммон),
который уже давно почитался полабскими славяна
ми, селившимися вдоль Эльбы и которому город
Гамбург обязан своим именем. Поскольку по Ша-
фарику полабы жили разбросано до самого Рейна,
этим можно объяснить, почему изваяние Хамбога
нашли на Рейне. Между тем, сей образ являет так
мало божественных черт, что можно было бы придти
к выводу, будто здесь представлен средневековый
шут в шутовском колпаке, и этим можно было бы
объяснить веревку с бубенчиками на правой руке.
Надеюсь, мне не придется отвечать перед Всевыш
ним за столь крамольную мысль, коей я низвёл бо
жество до шута!