Page 85 - Письма о славянских древностях
P. 85

узким плащом; либо плащ его откинут с обоих плеч за спину, так что
             весь торс его спереди обнажён; или, наконец, его изображали в сидя­
             чем положении, наподобие капитолийского Юпитера, причём верхняя
             часть торса обнажена до бедер, а нижняя часть и ноги закрыты полно­
             стью. Римский Юпитер с одним обнаженным коленом в позе воинствен­
             ного героя был бы совершенно новым явлением.
       3.     Молния и палица полностью отличаются от римских образцов.  Там
             молния изображена в виде крестообразного зигзага со стреловидными
             концами (см.  изображение на табл. XIV.), здесь же -  в виде пламени,
             низвергающегося на землю; палица изображена там в виде связанного
             пучка, сужающегося в виде конуса на каждом конце, а здесь -  в форме
             двузубца со стреловидными концами (bidens).
       4.     Левая рука Перкунаса покоится на средневековом, а не римском щите.
             Кто видел когда-либо Юпитера со щитом, атрибутом Марса или Белло-
             ны? Юпитеру, неуязвимому и высшему богу, не нужен был щит!
       5.     Когда эти статуи  были созданы,  предположительно в VIII-IX веках,
             закат римских богов  давно  завершился,  и  фанатичное  христианское
             средневековье не позволило бы языческим народам, коих оно обраща­
             ло в христианство огнём и мечом, создавать подобные творения.
              Наконец, старославянская нацпись на щите довершает оригинальность
       сего памятника, она гласит:  PERKUN PIORNOY JOICH, на нынешний лад:
       Perkunie, zapiorunuj ich!
              в переводе: Перкун, порази их громом!
              на  латыни: Percune, fulguraillos!
              по-литовски: Perkune, uszmuszkjos!
              Прошу обратить внимание на устаревшую форму: joich, позднее: jeich,
       а ныне -  jch, так же, как и нынешнее jej в устаревшей форме писалось jeiej.
              Рассмотрим теперь по отдельности 18 букв надписи в той последова­
       тельности, в которой их видим:
        1.    Первое Р исключительно оригинально и более нигде не встречается.
             Одно, лишь отдаленное сходство, мы находим в лонгобардийском ал­
             фавите Кассиодора, в алфавитах Джека(1аеск) и образцах письменнос­
             ти между VIII и XVI  веками,  в рукописях библиотеки Бамберга, тет­
             радь  4.  гравюра 3.,  а также  существует определенное  сходство  с  ла­
             тинским Р первого века в Ezechielis  Spanhemii dissertationes etc:  1717.
             Tom.  1. pag.  114.
       2.      Следующая за ней  буква Е также оригинальна;  некоторое сходство
             в удлиненной средней чёрточке буквы Е мы находим лишь в Кодексе
             Вессобрунера 814 года из библиотеки Мюнхена и более нигде.
       3.      R встречается в такой форме тоже в упомянутом Кодексе Вессобру-
   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90