Page 104 - Письма о славянских древностях
P. 104

ке во 2 тетради моих древнейших памятников. В
                                 то  время я  ещё  был  неуверен,  приписать  ли  его
                                 славянскому  Туру  (Тору)  или  Радегасту,  однако
                                 теперь  склонился  к  последнему.  Сие  связано  с
                                 тем,  что  Радегаст  встречается  среди  идолов
                                 Прильвитца также в образе Чернобога с головой
                                 животного  и характеризуется  здесь,  кроме  того,
                                 изображением насаженной на копье головы уби­
                                 того Иоанна,  епископа Мекленбургского.  Ориги­
                                 нальность сей картины, кроме её старины, состав­
                                 ляет то  обстоятельство,  что  в  руку  сего  безоб­
                                 разного божества вложен в качестве трофея крест
                                 епископа. Ибо какой мастер решился бы, и какой
                                 священник допустил бы в последующие фанатич­
                                 ные века вложить святой крест в руку сего чудо­
                                 вища, если сие изображение в оригинале, первой и
                                 второй  копией  коего  мы располагаем,  не  суще­
                                 ствовало бы задолго до этого  и народ не был бы
                                 к нему привычен?
                                    Именно на этой старой картине в церкви в го­
                                 роде Крушвице (Kruswica), названном по древне­
                                 му  финикийскому  маяку  ..Kruh-swica"  на озере
                                 Гопла, находятся ещё некоторые


                                            Черные боги-монстры,
                                низвержением коих заняты клерикалы. Прилагаю
                                 для Вас их изображения. Я принял бы их за фан-
        Табл. XIX. № 2,3,4.      том. померещившийся художнику, если бы ориги­
                                 нальность изображения выше упомянутого Раде­
                                 гаста, расположенного под ними, не подтвержда­
                                 ло их аутентичность.
                                    Сей  первоначальный собор являлся  до обра­
                                 щения в  христианство языческим храмом, соору­
                                 женным из обтесанных валунов, на внешней сте­
                                 не коего был помещён языческий рунический знак
                             —Pl  Sacro-Sanctum.*  Мы находим его и на славянских
                                 урнах, см., например, во Friderico-Francisceum Tab.
                                 XXXIV. fig. 2., и Buschings schlesische Alterthumer
                                 Heft  1.  Tab.  I.  n.  1.  Было  бы  заблуждением  счи­
                                 тать  сей  знак  из-за  его  крестообразной  формы
   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109