Page 99 - Письма о славянских древностях
P. 99

демару пришлось снести целую стену, когда он велел вынести его из хра­
           ма в Арконе? Как соотносятся густые усы и борода каменного изваяния
           Святовита в  Альтенкирхен  на Рюгене  с  нежным  юношеским  обликом
           святого  Витта?
       5.     Как могли жители Рюгена ожидать от поклонения христианскому свя­
           тому защиты и мести надвигающемуся христианству, с которым они вели
           кровавые ожесточенные войны? Тем не менее, Святовит был, как извес­
           тно,  самым  страшным  врагом христиан,  ради  истребления  коих он  по
           ночам выезжал на своем белом коне в поля.
       6.     Святовит почитался также в Богемии и Моравии, которые уже приня­
           ли христианство, прежде чем была построена церковь в Корвее.
       7.     Сходство имени Святовита еще недостаточный повод для предполо­
           жения, что оно является производным от слова Swiaty Wit, поскольку есть
           немало славянских божеств, имена которых оканчиваются на «вит»:  Ба-
           ровит,  Белевит,  Громовит, Харвит,  Херовит, Яровит,  Ютровит,  Каревит,
           Маровит, Пильвит, Поревит, Ругевит и т. п., а также мужские имена Дра-
           говит,  Гостивит,  Людевит,  Зимовит и пр.,  а они вовсе  не  произошли от
           святого  Витта.
       Табл. XVIII. №1,2.       8.   То, что славянский Святовит является никем
                                иным,  как  индийским  Брахмой,  доказывает  его
                                четырехглавый  образ,  в  особенности  благодаря
                                упомянутой  мною  выше  и  обнаруженной  среди
                                 собрания  египетских древностей гемме,  на коей
                                 образ  Святовита является  нам  в  индийском  го­
                                 ловном уборе.
                                    (Мне  удалось  впоследствии найти источник
                                происхождения имени Брахмы в славянском язы­
                                ке.  У  индусов  Брахма  называется  также  Рга-
                                Brama -  бесконечный Брахма.  Значение славянс­
                                кого понятия pra-czasy, pra-dziady, pra-pra-dziady из­
                                вестно и сродни латинскому ргае.  «В» в славянс­
                                ких языках идентично W, ВРЕМА означает «вре­
                                мя»,  а ПРА-ВРЕМА соответствует понятию  веч­
                                ности,  бесконечности.  Сии  атрибуты  придаются
                                Брахме самими индусами, когда они говорят:  Он
                                -  вечная, единственно истинная сущность, раскры­
                                вающаяся в  блаженстве  и радости и т.  п.  Следо­
                                вательно,  Прабрахма -   Святовит в  культе  древ­
                                них славян является единственной и вечной сущ­
                                ностью, источающей божественный дух во все че-
   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104