Page 101 - Письма о славянских древностях
P. 101
деть букву S, начальную букву имени Святовит.
Табл. XVIII. № 7. Другой маленький брактеат, где в жертву при
носится человек на костре, возможно, также свя
зан с культом Святовита. Сия редкая монета хра
нилась в весьма обширном собрании ныне покой
ного Кристиана Якоба Гётца в Дрездене, который
отложил её в польский раздел, Более 20 лет назад
он прислал мне на рассмотрение и для вынесения
суждения её изображение, вместе со второй мо
нетой, на которой изображён стоящий мужчина
(божество?) без головы, с рогом и луком в руках,
атрибутами Святовита.
Табл. XVIII. № 12. Прилагаю Вам рисунок. От неполной надписи
осталось лишь ВОНО, старый дательный падеж
от слова Boh (Бог). Несмотря на то, что по этой
надписи трудно определить, какой Бог здесь име
ется в виду (поскольку их существует великое мно
жество: Белобог, Чернобог, Даждьбог, Ютробог,
Крепкобог, Пеклобог, Порембог, Потреббог, Пра-
бог, Сиебог, Сильнобог, Стрибог, Святобог, Тжи-
бог, Земиобог, Злыбог), я всё же придерживаюсь
мнения, что здесь мы имеем дело со Святобо-
гом, которого Вы в своем труде о славянских ми
фах на стр. 154. считаете идентичным Святовиту,
и атрибуты коего - рог и лук - соответствуют сему.
Голова на монете либо стерлась, либо закрыта
вуалью. Будущее должно будет вынести оконча
тельный вердикт, если найдутся экземпляры сего
брактеата лучшей сохранности.
Нийя и Дзидзиля
Под сим заголовком я опубликовал во 2. тет
ради моих древнейших памятников Польши два
изображения каменных изваяний, кои были заму
рованы в фундаменты столицы Гнезно, а ныне из
влечены и помещены на хорах тамошней Колле-
гиатской церкви Св. Георгия. В то время в их изоб
ражение, равно как и в толкование закрались су
щественные ошибки, кои были обнаружены рек
тором городской школы Гнезно, господином д-ром