Page 100 - Письма о славянских древностях
P. 100
тыре стороны света!
Еще одним доказательством азиатского
происхождения Святовита является то обстоятель
ство, что жрецы его храма вынуждены были за
держивать дыхание при входе, как сие принято в
храмах индо-персидского культа огнепоклонства.
Наконец, следует обратить внимание на то,
10.
что найденная у брегов Нила гемма с изображе
нием и именем Святовита определенно старше мо
настыря, заложенного в IX веке в Корвее, на ты
сячу лет. Если бы старинная, выполненная задом
наперед (справа налево) надпись с именем Свя
товита, состоящая из древнегреческих и латинс
ких букв, возникла у брегов Балтийского моря, она
была бы выполнена нордическими руническими
знаками, как надписи на идолах из Прильвитца.
Следовательно, то, что монахи Корвея, покро
вителем коих был святой Витт, прибыли ради про
поведования Евангелия в местность, где существо
вал культ Святовита, имеющего похожее имя,
было простым совпадением, которое еще долгое
время давало повод для размышлений и предпо
ложений. В будущем от этих сказок вряд ли что-
либо останется.
Табл. XVIII. № 3. У господина фон Райхеля в Петербурге хра
нится маленький серебряный жезл с клеймом, на
котором изображен четырехглавый Святовит. 25
лет тому назад в городе Витково, округ Гнезно,
был найден также горшок с очень тонкими ма
ленькими серебряными брактеатами с чеканкой,
которая позволяет их отнести к монетам, предназ
наченным для ежегодной уплаты дани в сокровищ
ницу Святовита. Они были изготовлены для бед
нейшего населения, в то время как князи и магна
ты приносили в дар более крупные серебряные
изделия, как, например, маленький жезл господи
на ф. Райхельта.
Табл. XVIII. № 4,5,6 На нескольких из этих маленьких тонких мо
нет (они изображены во 2 тетради моих памятни
ков древностей) среди четырех лиц можно уви