Page 118 - Письма о славянских древностях
P. 118

мы ему обязаны обнаружением оного. Надгробная надпись:
             Zidaku, tui dli Jaromeisel zupny pan u api
        по моему мнению означает:
             Rzuy, Daku! tu dli Jaromysl zupny Pan i Api.
             Jaromysl dominus dux hic requiescat in Apia!
             Гляди, Даке!  Здесь покоится Яромышль, зупан, у чресел Апии!
             Сия  надпись, найденная в древней славянской  Дачии,  обращена  к её
        народу. -  Zi, нынешнее Rzyi  сродни немецкому «гляди», императиву глагола
        zierac, rzec -  смотреть, глядеть, отсюда -  doj-rzec, podej-rzec, przej-rzec, wej-
        rzec,  zaj- rzec  и т.  д.  и dli, третье  лицо  от mdliti,  mdlec,  ze-mdlec,  o-mdlec,
        упасть  обессиленным,  впасть  в  смертный сон,  летаргию.  Надеюсь,  Вы  со­
        гласитесь с моим толкованием. Очень жаль, что Кухарский в течение  17 лет
        после сего открытия ничего более подробного не опубликовал.
            В коллекциях античных варварских монет мы находим серебряную мо­
        нету, носящую имя Яромышля. О ней среди прочих упоминает также Леле-
        вель в своих этюдах на стр. 250, не давая какого-либо толкования.
        Табл.  I. № 5.             Сия  монета  полностью  совпадает с медалью,
                               каковую я приписываю русской княгине Ольге и сыну
                               оной Святославу. См. табл. I. № 5. -  Имя №спмйлбпг
                               читается вполне определенно как IAROMISLAUS;
                               то, что здесь отсутствует S, не искажает латинское
                               написание имени, поскольку славянское слово «сла­
                               ва» по-латыни звучит как «laus», а не «slaus». Даже
                               на некоторых средневековых польских монетах мы
                               читаем вместо  Boleslaus -  Bolelaus.
                                   С тем, чтобы вновь спуститься на землю и вер­
                               нуться к Апии, я вынужден упомянуть ещё один миф
                               о поклонении земле, толкования коему не в состоя­
                               нии дать. В одном рукописном собрании различных
                               исторических записей, сделанных неизвестным ав­
                               тором приблизительно в  1775 году, я нахожу следу­
                               ющую заметку: славяне-язычники почитали наряду
                               с солнцем, луной, звездами и зарей землю в образе
                               святой  матери  по  имени  Клименесса.  Я  нигде  не
                               нашел  комментариев  к  сей  заметке  и  не  могу  по­
                               нять,  откуда автор рукописи почерпнул сии сведе­
                               ния.
                                  В  1836 году в  округе Гнезно были  проведены
                               раскопки языческого кургана, в котором были обна­
                               ружены среди прочих предметов урны с пеплом, из
   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123