Page 274 - Хозяева великой империи
P. 274

~ 252 ~




           Староверы-старообрядцы-раскольники...


            При церковной реформе 1653 года патриарха Никона (поддержанной "тишайшим" царем
           Алексеем Романовым) произошел раскол. Тех, кто последовал за Никоном, народ стал назы-
           вать "никонианами", новообрядцами. Никониане, пользуясь государственной властью и си-
           лой, провозгласили свою церковь единственно православной, господствующей, а несоглас-
           ных нарекли оскорбительной кличкой "раскольники". Но так ли это? Раскольником в лю-
           бом деле считался тот, кто послужил причиной раскола. На самом же деле противники Ни-
           кона остались верны древним церковным обрядам, ни в чѐм ни изменив той православной
           церкви, которая пришла с крещением Руси. Они отстаивали только то, чему поклонялись
           русские люди в течение нескольких столетий. Поэтому они называют себя православными
           старообрядцами,  староверами  или  древлеправославными  христианами.  Считается,  что  в
           правоверных церковных до-никоновских книгах была описана истинная история Русского
           государства с фактами о величии и образованности русского народа. Сегодня старые книги
           – уничтожены (см. Часть 1, глава "Книги по истории..."), а история - искажена. Петр I всѐ, с
           такими трудами сделанное православными пастырями - порушит. Переделка колоколов на
           пушки – мелочь, царь-"западник" вырвет из Православной церкви душу. Упразднит патри-
           аршество, вынудит священников  нарушать один из фундаментальных  принципов  – тайну
           исповеди, подчинит Церковь чиновничьей структуре – Священному синоду во главе с обер-
           прокурором, который даже и священником-то не был. На протяжении почти всего XVIII ве-
           ка  действовало  законодательство  Петра  I  об  изъятии  старинных  печатных  и  рукописных
           книг и икон старого письма.
            По сути причины раскола, восстаний, казней и войн были в ином – в полной перестройке
           церкви с несторианского толка на греко-православный.
            Малоизвестно, но правки продолжались аж до 1917 года. Например, в 1907 году специаль-
           ная  "Синодальная  комиссия  по  исправлению  богослужебных  книг"  (председатель  -  архи-
           епископ  Сергий  Страгородский),  сильно  правила  Цветную  и  Постную  Триоди,  Октоих  и
           другие. Причем - втайне от народа, не предавая гласности своих трудов.
            К  защитникам  старых  обрядов  относились  протопоп  Аввакум,  вятский  епископ  Алек-
           сандр,  суздальский  поп  Никита,  дьякон  Благовещенского  собора  Федор  Иванов,  Романо-
           Бориспольский поп Лазарь, архимандрит Спиридон Потемкин, соловецкий инок Епифаний
           и архимандрит Никанор, боярыня Феодосия Морозова и еѐ сестра Евдокия Урусова. Специ-
           ально созванный в 1667 году Собор решил проблему силой - началась волна репрессий в от-
           ношении приверженцев старых обрядов. Идейный лидер староверов Аввакум был расстри-
           жен, заключен в монастырь Святого Николая, потом сослан. 26 августа 1667г. по царскому
           указу Аввакум, симбирский священник Никифор и соловецкий инок Епифаний был приго-
           ворены  к  ссылке  в  г.Пустозерск  (причем  Лазарю  и  Епифанию  отрезали  языки,  чтобы  не
           могли проповедовать). В марте 1670г. на Мезени были повешены ученики Аввакума Федор
           Юродивый и Лука Лаврентьевич. 16/26 ноября 1671 года Морозова и Урусова были аресто-
           ваны, после пыток на дыбе - заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге,
           где сестер уморили голодом: Евдокия Урусова скончалась 11/21 сентября 1675 года от пол-
           ного истощения, Феодосия Морозова скончалась 2/12 ноября 1675 года. 14 их слуг за принад-
           лежность к старой вере в июне 1675 года сожгли в срубе.
            Отдельно  отметим  9-ти  летнее  (1667-1676гг)  сопротивление  монахов  Спасо-Преоб-
           раженского Соловецкого монастыря церковным реформам Никона, в том числе 8 лет - во-
           оружѐнное. После предательства чернеца Феоктиста монастырь был захвачен, предводители
           старообрядцев Никанор и Сашко, 26 других активных участников мятежа - были казнены.

            Аввакум, во время 15-летнего пребывания (!) в сыром земляном срубе не прекращал идей-
           ной борьбы. И 14 апреля 1682 года, по приказу ярого западника царя Федора Алексеевича, в
           г.Пустозерске  (в  10  км  от  совр.  г.Нарьян-Мара)  протопопа  Аввакума  с  сотоварищами  со-
           жгли на костре. Объятый пламенем, "главный старовер" России призывал многочисленную
   269   270   271   272   273   274   275   276   277   278   279